Что такое Вритти в «Йога Читта Вритти Ниродха»: причины колебаний разума

Йога Читта Вритти Ниродха

«Йога Читта Вритти Ниродха» — одна из первых сутр Йога-сутры Патанджали.

Она говорит нам, в чем истинная сущность Йоги. Каждая отдельная практика в йоге, будь то асана, пранаяма, медитация или какая-то духовная карма, имеет конечной целью «самореализацию». Патанджали знал, что «истинное ощущение себя (самореализация)» может быть реализовано только тогда, когда читта освобождается от бремени вритти.

Что означает Вритти?

«Читта вритти» на санскрите означает «болтовня сознания». Вритти можно понимать как «изменчивые мыслительные импульсы, которые загромождают разум». Читта здесь не ограничивается разумом, а является источником сознания человека. Вритти проистекает из Читты и создает нарушение уровня сознания человека.

Чтобы понять, как вритти мешает нам в опыте саморазвитии и обременяет Читту, Свами Вивекананда привел пример с озером.

Рассмотрим безмолвное озеро. Когда мы бросаем камень в озеро, на его поверхности начинает появляться рябь.  Эта рябь не дает нам заглянуть на дно озера.

Озеро похоже на нашу Читту или Манас. Камни, которые мы бросаем в озеро, — это внешние причины, которые входят в разум через чувства.

Вритти — это рябь на поверхности озера. Регулярное скопление вритти над поверхностью Читты (поверхностью озера) делает донное зрение нечетким. Эта неясная поверхность мешает нам познать более глубокую истину о себе.

Следовательно, Вритти — это колебания (болтающего разума), которые влияют на наше восприятие реальности. Обычно вритти является результатом наших привязанностей, желаний и страха перед внешним миром.

Индуистская философия о Вритти

Вритти в индуизме описывается на основе самскары. Самскара — это результат нашей прошлой кармы, оставившей отпечатки в уме. Самскара дает уму направление для выражения разнообразных эмоций и поведения в различных ситуациях.

Вритти — результат самскары, порождающей другую самскару. Следовательно, Вритти (वृत्ति) подобен циклу (кругу – Вритт ‘वृत्त’) мыслеформ, в которых наше осознание привязано к определенным объектам. Это связанное осознание всегда создает помехи в реализации высшего сознания.

Практика йоги направлена ​​на то, чтобы контролировать вритти болтливого ума, чтобы мы могли получить за этим реальность. Патанджали описал 5 вритти, чтобы понять, как ум переживает образ мыслей и модифицирует его в соответствии с буддхи (Интеллектом).

Эти «5 вритти» дают нам представление о том, что «вритти» не ограничивается только восприятием, переживаемым в состоянии бодрствования. но вритти — это также все восприятие во сне или измененное состояние сознания.

Пять Вритти

  • Правильное познание (прамана)
  • Заблуждение (Випарьяя)
  • Воображение (Викальпа)
  • Сон (Нидра)
  • Память (смрити)

1. Правильное познание (прамана)

Правильное познание или прамана — это «доказательство» достоверности информации в соответствии с нашими убеждениями, опытом и моралью. Прамана вритти ума позволяет нам верить, что что-то «твердо» правильно. Это наш буддхи, который постоянно модифицирует наше восприятие, чтобы сделать опыт истиной. Тот же самый опыт, который верен для нас, у кого-то может быть совершенно противоположным ощущением.

Чтобы часть информации была правильной (прамана), в каждом условии должны быть выполнены 2 условия.

Истинная природа этой информации раскрывается с помощью 5 органов чувств
Результат информации должен иметь полезное применение
Например – Рассмотрите мираж. Если вы видите это издалека, кажется, что это вода (информация, которую мы воспринимаем через 5 чувств, реальна), но на самом деле воды нет (результат результата не имеет полезного применения).

В следующей сутре Патанджали дает 6 видов прамана вритти, с помощью которых ум приобретает правильное знание.

  • Прямой опыт (пратьякша):
  • Вывод (анумана):
  • Сравнение (упамана):
  • Постулат (артапатти):
  • Отсутствие опасений (анупалабдхи):
  • Устное свидетельство (шабда)

2. Заблуждение (Випарьяя)

Заблуждение или випарьяя относится к вритти, когда ум получает ложное знание, основанное на ошибке пяти чувств. Все знания о внешнем мире мы получаем через 5 органов чувств и иногда эти знания обманчивы. Феномен миража является примером випарьяйя вритти, когда мы легко обманываем, используя 5 чувств.

На санскрите термин прапанча описывает «Мир». Прапанча буквально переводится как «восприятие посредством пяти чувств». Все, что мы пробуем на вкус, видим, осязаем, слышим и обоняем (5 чувств) в мире, — это только то, что мы воспринимаем через 5 чувств и что имеет отношение к нам. Випарьяя вритти ума не позволяет нам воспринимать истинное знание опыта, и мы остаемся связанными нереальностью пяти чувств.

Таким образом, наше приобретенное знание иногда может быть неверно истолковано, и випарьяя вритти ума ведет нас к ложному восприятию реальности. Йога успокаивает формирование мыслей в уме, и таким образом внутренняя структура ума становится безмолвной. Теперь мы начинаем видеть вещи в их истинной сущности, а не в том, как мы их воспринимаем.

3. Воображение (викальпа)

Мы все знаем о том, что такое воображение, верно? Воображение — это просто образ мыслей о прошлом, будущем или о событии, которого не существует в реальности, а просто наш разум создал картинку. Поскольку это происходит из ума, это другой вид вритти ума. Другими синонимами викалпа вритти являются фантазии, мечтания, сомнения и нерешительность.

Вритти воображения более тонкие, чем два предыдущих вритти с точки зрения восприятия знания. Знание воспринимается в предыдущих двух вритти (Правильное познание и Неправильное представление) с использованием 5 чувств, тогда как вритти воображения не требует 5 чувств. Разум может гипотетически создать картину о событии без использования 5 органов чувств.

Воображаемые вритти ума иногда полезны человеку для достижения цели, если они используются контролируемым и практическим образом. Это управляемое воображение — калпана. С другой стороны, викальпа вритти — это неконтролируемое воображение, которое лишь на несколько мгновений отвлекает ум от фантазийной идеи, а затем мы отвлекаемся от нее уже в следующее мгновение.

Йога устраняет викальпа вритти, которые создают беспокойство в уме. Практика концентрации и медитации позволяет нам контролировать наше воображение вритти. Как только вы начнете контролировать воображение, вы сможете контролировать и ум. Таким образом, контролируя вритти, вы можете достичь состояния просветления (самадхи) в йоге.
Йога Читта

4. Сон (нидра)

Нидра — это измененное состояние сознания, в котором все 5 чувств растворяются в уме, а ум устремляется внутрь, так что мы теряем контроль над структурированием мыслей ума. Нидра также является вритти ума, потому что она все еще бессознательно переживает мысль. Еще одна причина называть нидру вритти — это когда плохое или хорошее качество сна влияет на наше состояние бодрствования.

В «Йога-сутрах» Патанджали подчеркивал чувство покоя ума в глубоком сне. Патанджали сказал: «Изучение сновидений и состояний глубокого сна в тишине стабилизирует ум» (ЙС 1.38). Итак, сон не всегда является вритти, потому что с его помощью можно обрести устойчивость ума.

Телу на самом деле не нужно спать так, как мы думаем. Тело и ум нуждаются только в регенеративном расслаблении и перерыве между продолжающимися мыслеволнами на некоторое время. Для такого сна йога-нидра — это древняя медитативная практика, в которой вы сознательно испытываете активность в состоянии глубокого сна. Можно насладиться глубоким расслаблением в йога-нидре в конце занятия асанами, а треки йога-нидры играют рядом.

Память

5. Память (смрити)

Память — это длительные впечатления о прошлых ощущениях или эмоциях, которые сознательно или бессознательно сохраняются в уме человека. Затем разум вспоминает эти сохраненные мыслительные шаблоны в соответствии с ситуацией и, следовательно, это влияет на наш опыт передачи реальности.

Патанджали объяснял: «Память — это воспоминание о «незабытых переживаниях», которые могут быть как сознательными, так и бессознательными, но без добавления каких-либо других характеристик из других источников». Память — это последняя Читта Вритти, которая иногда может поднять вам настроение или вызвать у вас гнев. Таким образом, память может очень сильно влиять на работу вашего настоящего момента.

Медитация или однонаправленная концентрация в йоге направлена ​​на то, чтобы свести к минимуму влияние прошлого опыта. Эта практика успокаивает  в настоящий момент и не позволяет разуму колебаться над прошлым смрити.

Студия Владимирская — йога расписание

аэройога Йога в гамаках — телесная практика для самопознания и реализации внутреннего Я.