Вайрагья — Практика непривязанности в йоге

Вайрагья

Вайрагья — непривязанность

Вайрагью обычно определяют как отречение, самоотречение, отказ от себя или самоконтроль. Обычно это интерпретируется как отказ от определенных материальных вещей или самого мира. Но на самом деле вайрагья – это не отказ от вещей. Это отказ от ложных ценностей, ментальных фильтров и догм, которые создают неправильную интерпретацию вещей и порождают ошибочные отношения с миром и всем вокруг нас. Ментальные проекции и ложные восприятия являются причиной наших привязанностей и отвращений, наших симпатий и антипатий.

Поэтому основная проблема вайрагьи заключается в трудности различения ложных и истинных ценностей в жизни.

В трансформации, которую приносит йога (основными составляющими которой являются абхьяса и вайрагья), происходит постепенное расцветание понимания природы реальности. Это не насильственное подавление наших воспринимаемых ценностей или подавление стремления к вещам, которые, как нам кажется, приносят нашей личности настоящее удовлетворение. Когда мы поднимаемся на более высокую степень реальности, мы не отвергаем более низкую степень реальности. Скорее, мы преодолеваем это и интегрируем в более широкую перспективу. Практика непривязанности в йоге называется вайрагья. Мы можем включить отстраненность в практику асан, а также когда мы убираем коврики для йоги и выходим в мир.

Кама (желание) — это естественное выражение человеческого бытия и важный ингредиент для начала практики йоги. Кама побуждает нас встать на коврики для йоги и работать над продвижением в практике. Но наши желания также создают дисгармонию в уме, что, в свою очередь, порождает ненужные психологические страдания. Чтобы уменьшить (и в конечном итоге устранить) каму, древние йоги создали практику вайрагьи.

«Воистину, нет более мощного меча, чем вайрагья, способного отсекать все виды привязанностей к этому миру. Держите этот меч в руке и идите вперед по духовному пути. Ты благополучно достигнешь цели».

— Шри Свами Шивананда

Что такое Вайрагья?

Вайрагья – это санскритское слово, которое переводится как «отстраненность» или «бесстрастие». В «Йога-сутрах» Патанджали суть вайрагьи описывается так: Бессстрастие — это сознательное овладение контролем над желанием к видимым, воспринимаемым или услышанным объектам». Истинная вайрагья означает непривязанность или отказ от всего, что принадлежит материалистическому миру, включая привязанность к материальным вещам, эмоциям, мыслям, идеям, убеждениям и т. д. По сути, вайрагья – это более глубокая, сознательная и более тонкая практика «наплевать».

Хотя такое сознательное устранение эмоциональных и умственных реакций часто ассоциируется с отречением, живущим в пещерах, оно полезно и важно для практики йогов всех уровней. Отстраненность от желаний очищает наше сознание от беспорядка и, таким образом, позволяет нам ощутить более высокий уровень мира и спокойствия.

Польза Вайрагьи

Хотя практика вайрагьи задумана как инструмент для просветления, практика вайрагьи в повседневной жизни дает множество практических преимуществ. Когда мы можем отпустить наши мирские привязанности, мы обретаем покой. Наш разум не загроможден ненужными мыслями и чувствами. Мы не слишком беспокоимся о том, что произойдет дальше. Мы меньше испытываем стресс.

Когда мы можем отстраниться, мы также можем лучше сосредоточиться. Мы можем сосредоточиться на одной задаче за раз. Мы способны обращать внимание на то, что происходит вокруг нас. Мы умеем мыслить ясно и логически. Мы можем видеть вещи такими, какие они есть на самом деле, не отвлекаясь на эмоции. Мы обретаем лучший контроль над разумом, становимся спокойнее и счастливее.

Помимо того, что вайрагья является отличным способом развития невозмутимости, она помогает нам увидеть нашу жизнь с другой точки зрения. Это позволяет нам сделать шаг назад и понаблюдать за собой без осуждения, что облегчает замечание моделей и привычек, которые мы, возможно, захотим изменить. Эта отстраненность дает нам возможность объективно смотреть на свои действия, что может привести к большему самосознанию и пониманию того, что действительно важно в жизни.

Последовательная практика вайрагьи снижает эмоциональную реактивность и увеличивает терпение. Это увеличивает принятие, прощение, непредвзятость, удовлетворенность и самооценку. Это, в свою очередь, улучшает ваши отношения с другими. Вы также можете обнаружить, что, уменьшив привязанность, вы увидите улучшение общей энергии, жизненной силы и здоровья.

Осведомленность и принятие

Ключевым шагом на пути к достижению свободы в йоге является осознание своих пристрастий. Это нелегко сделать, но вы должны научиться видеть их ясно, чтобы иметь возможность отпустить их. Как только вы это определили, обратите внимание на то, какие чувства вы испытываете, вызывает ли оно положительные или отрицательные эмоции или мысли.

Как только вы разовьете в себе осознание привязанности, вам нужно будет принять ее такой, какая она есть. Видение и принятие наших привязанностей дает нам огромную силу выйти за их пределы. Как только мы сможем их принять, они потеряют над нами свою власть, и мы обретем свободу и силу отпустить их.

Страхи и ожидания

Другой способ ослабить ваши привязанности заключается в освобождении от ненужных страхов и нереалистичных ожиданий от жизни. Страх удерживает нас на одном месте и мешает нам расти. Это заставляет нас беспокоиться о будущем вместо того, чтобы наслаждаться настоящим моментом. Ложные ожидания приводят нас к разочарованию, когда реальность не оправдывает наших ожиданий. Когда мы отпускаем страх и ложные ожидания, мы открываемся новым возможностям и уменьшаем наши страдания. Вайрагья основана на видении и принятии реальности такой, какая она есть.

Четыре стадии Вайрагьи

Вайрагья необходима для развития невозмутимости, прогресса в медитации, овладения умом и продвижения вперед по пути йоги. Практика вайрагьи требует огромного терпения, внутренней силы и усилий, поэтому будьте готовы к тому, что этот навык будет развиваться медленно и постепенно. К счастью для нас, вайрагья состоит из четырех стадий, которые позволяют нам практиковать на том уровне, который лучше всего соответствует нашим способностям, навыкам или целям.

Ятамана

В ятамана (стараниях), первой стадии вайрагьи, мы видим, как ненужные страдания создаются качеством и содержанием наших мыслей, и учимся тому, как отпустить или трансформировать эти вредные мысли. Негативное мышление и критический разговор с самим собой являются распространенными источниками психических страданий. Эти мысли можно легко трансформировать, практикуя принятие, прощение, благодарность, доброту и дружелюбие. Другая распространенная причина страданий — это то, что наши мысли застревают в повторяющемся образце из-за эмоционального триггера или события. Повторяющиеся практики йоги, такие как мантра-медитация, пранаяма и приветствие солнцу, могут стать лучшим средством, позволяющим вывести ваш разум из колеи.

Вятирека

В вятиреке (разделении) мы понимаем, что наши симпатии и антипатии являются основной причиной нездоровых психических моделей и мыслей. Цель этого этапа – перейти к состоянию умственной и эмоциональной нейтральности. Начните практиковать вятиреку, различая, какие мысли и чувства полезны, а какие бесполезны, истинны и ложны. Затем развивайте осознание того, как вас обычно привлекают или отталкивают внешние объекты (люди, еда, запахи и т. д.) и как ярлыки, которые вы прикрепляете к этим объектам (хорошие, плохие, приятные, неприятные), определяют, как вы на них реагируете. Наконец, поработайте над тем, чтобы отказаться от принятия решения о том, хорошо ли что-то или плохо, и посмотрите, сможете ли вы просто присутствовать с ощущениями и энергией, которые передают вам информацию о внешнем мире.

Экендрия

Экендрия (один орган чувств) – это когда индрии, десять чувств, находятся под полным контролем манаса (психического функционального аспекта ума). Эта третья стадия вайрагьи значительно сложнее, чем две предыдущие стадии, и для ее достижения потребуется гораздо больше дисциплины и практики. Пратьяхара, отводящая наше внимание от органов чувств, подобно черепахе, втягивающей конечности в свой панцирь, является основным методом достижения этого уровня вайрагьи. Начните с минимизации внешних отвлекающих факторов в вашем окружении и практикуйте сосредоточенность и внимание внутри себя. Когда вы заметите какие-либо мысли или сильные стимуляции органов чувств, сделайте несколько глубоких вдохов и сознательно верните свое внимание обратно в суть своего существа.

Васикара

В васикаре (подчинении) десять чувств и ум сдерживаются, а привязанности ума находятся под полным контролем. Это требует глубокого осознания того, как ум привлекается процессом привязанности. На этой последней стадии вайрагьи ум больше не будет привлекаться или отталкиваться мыслями и мысленными образами. Вы не чувствуете влечения к чувствам или объектам и воспринимаете как сладкие, так и горькие плоды жизни совершенно одинаково. Чтобы достичь этого уровня умственного мастерства, потребуется глубокая практика медитации и сильная практика йоги.

Как развить Вайрагью

Вайрагья – один из самых сложных навыков йоги. Это требует от нас отпустить наши привязанности к вещам, которые мы хотим и не хотим, и нелегко так легко отказаться от того, чего мы хотим. Но если мы сможем развивать в себе немного отстраненности каждый день, то мы увидим прогресс в нашей способности отстраняться от своих желаний и привычек.

Вайрагья – это навык, который развивается со временем. Даже если временами это может показаться трудным, продолжайте напоминать себе об огромной пользе этой практики. Иногда бывает трудно поддерживать мотивацию, поэтому убедитесь, что вы каждый день выделяете регулярное время для тренировок.

Когда мы практикуем йогу и медитируем, мы развиваем глубокое понимание взаимосвязи всех существ. Мы по-прежнему понимаем, что каждый сталкивается с разными проблемами и имеет свои собственные уникальные обстоятельства. Помните, что у всех разные сильные и слабые стороны. Не существует единственного правильного способа что-либо сделать. Только потому, что кто-то другой, кажется, достиг чего-то великого, не думайте, что вы никогда не сможете достичь тех же высот.

Заключение

Не обязательно становиться мастером вайрагьи, чтобы воспользоваться пользой этой практики и ощутить улучшение своего психического благополучия и общего счастья. Каждый раз, когда вы ослабляете или разрываете цепи притяжения и отталкивания, вы создаете больше свободы, меньше страданий и приближаетесь на один шаг к просветлению.

Студия растяжки Владимирская — йога расписание

аэройога Йога в гамаках — телесная практика непривязанности в йоге