Веды - Введение в Адвайта Веданту: Все едино

Аэройога при шейном остеохондрозе Аэройога при шейном остеохондрозе

 

Если вы углубитесь в мир йоги, рано или поздно вы неизбежно столкнетесь с Адвайта Ведантой. Что скрывается за этим термином из философии йоги и почему все взаимосвязано?

Адвайта Веданта утверждает, что реальность, которую мы воспринимаем как данность, на самом деле является иллюзией, созданной нашим разумом. Мир, каким мы его видим, лишь кажется нам реальным. На первый взгляд, это звучит довольно парадоксально. Однако давайте внимательнее рассмотрим, что может предложить это хорошо известное философское течение, истоки которого можно найти в древних религиозных текстах Упанишад.

Истинное счастье можно найти только в себе

Вкратце, Адвайта Веданта гласит, что мысли и эмоции постоянно меняются, а реальность остается неизменным фоном, на котором разворачиваются наши сложные внутренние миры. Когда мы способны воспринимать нашу жизнь и игры разума как фильм на экране, не отождествляя себя с ними, мы достигаем свободы.

В современном мире люди часто ищут счастье вовне: в отношениях, потреблении, собственности, власти и сексе. Пока эти потребности не удовлетворены, мы чувствуем себя неполноценными. Но проблема в том, что ничто из этого не длится долго, и рано или поздно мы неизбежно возвращаемся к страданиям.

Адвайта Веданта напоминает нам, что тысячи лет назад люди осознали, что истинное счастье можно найти только в себе, в понимании того, что действительно реально, а что нет.

Брахман реален. Мир лишь кажется реальным. Вы как индивидуальное «я» — не что иное, как Брахман».

Шри Шанкарачарья

Мы обязаны философу и учителю Шанкарачарье (788–820 гг. н.э.), который сделал учение Веданты доступным не только для ученых и браминов. Он реформировал и систематизировал Веданту, прокомментировав десять из 108 известных Упанишад. Его взгляд на истинную реальность основан на недвойственности, называемой «Адвайта» (это в переводе с санскрита: без двойственности). Существует реальность и «нереальность», и умение различать их — это ключ к познанию себя.

Адвайта Веданта: кто вы до того, как начнете думать и чувствовать?

«Правильное различение позволяет нам увидеть истинную природу веревки и рассеивает мучительный страх, который вызывает наше ошибочное убеждение, что это змея».

 

Шри Шанкарачарья

Адвайта-веданта — это логический метод, наука нейтрального самоисследования. Часто Веданту интерпретируют как философию, которая показывает нам, как найти нашу истинную природу. Однако наше истинное «я» доступно лишь немногим из нас, потому что мы существуем в самосозданной «реальности» — иллюзии, созданной нашим разумом, которая связана с сомнениями, страданиями, страхами и чувством незавершенности. Каждый из нас в разное время воспринимает разную реальность. Многие люди больше существуют в жизни, созданной в их голове, чем в том, что есть на самом деле. Они верят в свою личность, держатся за нее и страдают от бесконечного поиска удовлетворения потребностей и счастья. Как же нам узнать, что такое настоящая реальность?

Атман и Брахман: все едино

Как упоминалось ранее, Адвайта Веданта не признает дуализма. Это означает, что все различия между субъектом и объектом (я и физический объект, я и опыт, я и чувство и т.д.) не являются реальными. Все существующие субъекты и объекты происходят из одного и того же сознания (Брахмана). Чувств вне меня не существует. Если кто-то влияет на меня своим плохим настроением, он не заставляет меня чувствовать. Я чувствую это только потому, что это уже внутри меня. Когда я вижу цветок, он существует лишь через мои чувства. Я чувствую цветок внутри себя. Если я не вижу и не чувствую запаха цветка, значит, для меня его не существует. Нет различий, «плохое» может быть только следствием «хорошего». Подобно тому, как мы едины с божественным, индивидуальная душа, Атман, едина с универсальным сознанием, Брахманом.

Основные концепции и термины Веданты

Веданту можно резюмировать в трех основных постулатах Шанкарачарьи:

  1. Брахман реален — Брахма Сатьям.
  2. Мир, как мы его воспринимаем, реален лишь на вид — Джаган Митхья.
  3. Индивидуальная душа — не что иное, как Брахман — Дживо Брахмаива Напара.

 

Чтобы понять эти предложения, нам необходимо сначала усвоить ключевые термины философии Веданты и уловить логические связи между ними.

  1. Брахман.

Брахман — это всеобъемлющее, бесформенное, бесконечное, неизменное сознание мира. Это осознание — это вы и любой другой человек. Вы также можете воспринимать его как концепцию божественного (не физического божества). Брахман — источник существования каждого организма. Вездесущий принцип, пронизывающий все сущее, позволяет нашему физическому и духовному миру возникнуть.

  1. Майя, Митхья и Сатья.

Брахман, сознание, просто существует, не создавая ничего. Творческая сила, которая создает наш видимый мир, называется Майей. Через Майю мы больше не можем видеть Брахмана и оказываемся в мире иллюзии. Утверждение «Мы невежественны» означает, что мы не знаем о мире, созданном Майей.

Однако Майя сама по себе не является чем-то плохим. Она создает порядок и рамки, необходимые нам для жизни на Земле. Что делает нас несчастными, так это то, что мы считаем мир, созданный Майей, реальным и забываем о своем истинном «я» — чистом сознании. Этот нереальный мир, созданный Майей, называется Митхья. Мы забыли, что в нас есть все, и думаем, что должны искать счастье в иллюзорном мире.

Мы ищем счастье в предметах, переживаниях и чувствах, но все это непостоянно и не даст нам того нерушимого чувства свободы и счастья, которое мы уже несем в себе через наше бесконечное сознание. Нам не нужно ничего искать, не нужно никуда ехать. Достаточно заглянуть внутрь себя и поразмышлять над своим чистым сознанием. Истинная реальность (Сатья) лежит за пределами сложных болезненных конструкций мыслей и чувств, которые создавались годами.

Адвайта-веданта — это больше, чем интеллектуальное знание.

Адвайту-веданту нелегко объяснить рационально, потому что нас нельзя постичь исключительно интеллектуально. Ее следует понимать как рационально, так и через опыт, поскольку наш разум слишком ограничен, чтобы просто вообразить истинную природу бытия. Чтобы понять истину и логику философии Адвайта Веданты, ваш ум должен быть готов принять объяснения, свободные от суждений и вопросов. Ваше сознание должно понимать логику в пространстве, которое проявляется за вашими мыслями и эмоциями, когда вы уходите в тишину. Веданта — это знание логических фактов, изложенных в Упанишадах, подкрепленное вашим непосредственным опытом этой логики. Это создает внутреннюю убежденность и уверенность в единственной истине — Сатья.

 

Невежество: вы забыли, кто вы.

Кто вы, прежде чем начнете думать и чувствовать? Единственное, что всегда рядом и никогда не меняется, — это ваше сознание. До и после рождения вы являетесь чистым сознанием, все ваши мысли и чувства возникают в течение вашей жизни. Ваше воспитание, родители, школа, университет, профессиональная жизнь, друзья, СМИ и общество в целом формируют ваше представление о том, кем вы должны быть. Основываясь на этих влияниях, вы оцениваете весь свой опыт как положительный или отрицательный. Так вы создаете свою индивидуальную реальность и предполагаемую самоидентификацию.

«Я» с потребностями, страхами, условностями и мечтами. Все, что вы делаете, определяется тем, чего вы достигаете или избегаете, чтобы сделать вас или ваше эго счастливыми. Это создает ложное ощущение «отдельности» и идентичности с ложным «я». Ваша жизнь превращается в порочный круг и созданную вами тюрьму страданий и ощущения незавершенности. Постоянный поиск удовлетворения вовне не увенчается успехом, потому что все, что вы ищете, уже внутри вас. Вы невежественны и потеряли связь с настоящим вами, своим безграничным сознанием.

 

4 шага к истинному усвоению Веданты

Адвайта-веданту нельзя просто прочитать как руководство по жизни. Чтобы по-настоящему понять и прочувствовать истину, необходимо пройти через четыре важных этапа. Не каждый способен, готов или квалифицирован для этого, и на этот процесс могут уйти годы.

  1. Шравана: Первый шаг заключается в том, чтобы слушать или читать знания квалифицированного учителя. Медитация может помочь очистить ум и усвоить новые знания на неопытном уровне новичка. На этом этапе логика Веданты просто принимается без сомнений, не подвергаясь критике на основе прежних убеждений. Когда ум будет готов, новое знание станет частью вашей жизни.
  2. Манана: Второй шаг — это мышление. Теперь вы готовы переосмыслить свои прежние знания. Согласуется ли это с вашим новым пониманием реальности, согласно Адвайта Веданте? Возможно, вы глубоко укоренились в своих прежних взглядах, но теперь можете начать процесс их пересмотра. Признайте свое «невежество» (авидью), от которого вы можете постепенно избавиться.
  3. Усвоение: На этом этапе вы понимаете больше на интеллектуальном уровне. Однако, чтобы навсегда отличить иллюзорный мир от реальности, вы должны принять это знание. За пределами своей обусловленности вы всегда были полны и свободны. Веданта — это не просто бездумное осознавание, а свобода, которую вы можете обрести, осознавая это пространство. Знать и чувствовать себя чистым, никогда не меняющимся сознанием — это и есть Веданта.
  4. Нидидьяса: Теперь начинается фаза размышления и медитации. И в медитации, и в жизни вы постоянно спрашиваете себя, можете ли вы отличить реальность (Сатья) от кажущейся реальности (Митхья). Все, что вы воспринимаете с помощью своего сознания, — это спектакль. В зависимости от того, через какой фильтр мыслей или эмоций просвечивает ваше сознание, эта игра может быть красивой или болезненной. Однако вы можете смотреть на нее с расстояния, не становясь ее частью — чтобы не страдать. Как только вы осознаете, что это игра, у вас появляется свобода выбора, хотите ли вы быть ее частью или нет.
  5. Взгляд со стороны: Если вам удастся взглянуть на жизнь со стороны и принять то, что происходит на самом деле, вы почувствуете облегчение и свободу. Не сопротивляйтесь происходящему, старайтесь увидеть это нейтральным взглядом. Изнурительное сопротивление делает вас несчастными. Чтобы знания и идеи действительно закрепились в вас, может потребоваться время. Любая ситуация с другими людьми, любой конфликт, любой эмоциональный хаос могут стать испытанием. Работа не бесплатна, потому что все духовные знания остаются с вами. Даже если вам иногда кажется, что вы идете задом наперед.
  6. Самоактуализация: Цель — четвертый шаг, самоактуализация (некоторые называют ее пробуждением или просветлением). Ваше прямое восприятие реальности — это чувство единства, вы усвоили истину. Лишь немногие достигают этой стадии.

 

Интервью со Свами Пуджаном: Почему Адвайта Веданта приносит свободу каждому

Нам не нужно быть особенными, чтобы знать правду. Нам не нужны эзотерика, наркотики или соблазнительные гуру. Как только мы поймем Адвайта Веданту, мы увидим, насколько прост и обычен ответ на вопрос «Кто я?» на самом деле.

Свами Пуджан — учитель Веданты родом из Германии. Сегодня он преподает йогу и философию Веданты в Австралии и Азии. Более 30 лет назад он встал на духовный путь и узнал традиции от Ошо до дзен-буддизма. Пока он не встретил своего учителя Джеймса Шварца и Адвайта Веданту. С тех пор он понял, кто он на самом деле. Ответ был там, всегда с ним рядом, все время, но, как и все мы, он долго не осознавал этого.

 

В книге Свами Пуджана “Адвайта-веданта для обычных людей” просто объясняется, что означает настоящая Адвайта-веданта. Во время его сатсангов вопросы и неуверенность в логике Адвайта Веданты и ее значении для нашей повседневной жизни возникают снова и снова:

Мы воспринимаем нашу реальность как двойственную, и все объекты кажутся существующими вне меня (субъекта). Однако, согласно Адвайта Веданте, наша истинная реальность недвойственна. Почему это так?

Свами Пуджан: Когда вы смотрите на объект, должны быть две вещи: наблюдатель и объект. Как наблюдатель, вы воспринимаете объект с помощью своих пяти органов чувств, которые передают вам информацию об объекте. Без восприятия через органы чувств этот объект не существовал бы. Но разве ТЫ тоже там, не видя объекта? Ответ положительный. Потому что осознанность присутствует всегда. Если есть объект, такой как мысль, чувство или материальный объект, он «освещается» вашим сознанием, а если объекта нет, например, в глубоком сне, он покоится в пустоте.

 

Объекты кажутся вне нас, но на самом деле они только в нашей голове. Воспринимаемый объект появляется в вашем уме. А насколько вы близки к своему разуму? Нет расстояния, поэтому то, что появляется в вашем уме, кажется вами. Если вы не видите объект, значит, его там нет. Есть только воспоминание об объекте в форме мысли. Для существования объекта нужны вы или ваши чувства, но вам не нужно, чтобы объект существовал.

 

Разве Веданта на самом деле не говорит, что наша жизнь — это мечта? Реальна наша жизнь или нет? Веданта отрицает жизнь?

Можете ли вы сказать, что сейчас вам не снится? Почему вы так уверены, что это не сон? Когда мы бодрствуем, у нас есть ограниченный набор возможностей, но большая часть наших действий определяется нашими подсознательными склонностями. Медленно засыпая, вы можете заметить, как эта бодрствующая реальность постепенно исчезает и появляется реальность сна. Оба они кажутся вам реальными. Затем вы просыпаетесь, и снова возникает реальность бодрствования. Что было постоянным в обоих вариантах? Сознание тебя.

Вы не меняетесь, но объекты перед светом вашего сознания постоянно меняются. Вы — неизменный, неограниченный фон, на котором разыгрывается и проявляется жизнь. Мы называем это Сатья, Неизменяемая Реальность. А Митхья — это то, что всегда в движении. В йоге Патанджали это называется Пуруша, неизменное, и Пракрити, остальное, что постоянно меняется. В тантре они называют неизменным Шиву и изменяющуюся Шакти. Знание этой разницы в повседневной жизни — вот что отличает искателя от искателя. Как только вы это узнаете, вы свободны.

Как бы изменилась моя повседневная жизнь, если бы я действительно понял Веданту?

Представьте себе жизнь без страха и желаний. Жизнь, в которой ты ничего не знаешь, что нельзя добавить или отнять. С глубоким знанием и пониманием того, что вы всегда были полны. Такая жизнь — благословение. Знать, что открытая вами правда — правда для всех. Вы осознаете любовь, которой были всегда.

Вы спите, а во сне за вами гонится тигр. Вы вдруг понимаете, что спите. Теперь у вас есть выбор, может быть, вы просто позволите тигру мечты прийти и вырубить его — или вы сосредоточитесь на чем-то другом. Вы свободны, когда знаете, что за жизнью наблюдаете. Он исчезает, когда вы мечтаете, и появляется снова, когда вы просыпаетесь. А ты, сознание, остаешься неизменным.

 

Почему вещи не делают меня счастливым навсегда?

Потому что счастье нельзя найти в предметах. Если бы оно заключалось в них, то один и тот же предмет мог бы сделать всех счастливыми. Однако даже сумочка от Gucci может вызвать у вас как счастье, так и безразличие.

 

Тогда где искать счастье?

В нас самих, и больше нигде. Я могу быть счастлив как с объектом, так и без него. Я не завишу от объектов. Мысли — это тоже объекты, они появляются в моем сознании и исчезают. Это означает, что даже переживания не приносят счастья или радости. Они могут лишь вызвать то, что уже есть внутри вас.

 

Почему я иногда чувствую себя счастливым, когда счастья нет в объекте?

Когда мы чего-то желаем, это желание заслоняет уже присущую нам радость. Когда мы получаем желаемый результат или предмет, то испытываем радость от того, что больше не нуждаемся в нем. Возникает наше внутреннее счастье. Наша ошибка (незнание) заключается в том, что мы проецируем наше вновь обретенное состояние счастья на объект, не заглядывая внутрь себя. Радость была всегда, но была скрыта нашими желаниями.

 

Почему я не могу просто изменить события или внешние обстоятельства, чтобы быть счастливым?

Этот вопрос связан с тем, что изменение внешнего вида не меняет внутреннего. Однако внутреннее изменение может даже превратить ситуацию, которая кажется несчастной, в желанную.

Если вы избегаете ситуации или пытаетесь ее оптимизировать, вы почувствуете себя лучше лишь на короткое время, пока следующая ситуация не перестанет соответствовать вашим подсознательным тенденциям. Однако вы не раб своих мыслей. Если что-то делает вас несчастным, то это не предмет или событие сами по себе. Это ваше сознание, которое воспринимает что-то через завесу старых переживаний, страхов, потребностей и шаблонов таким образом, что не удовлетворяет ваше эго и, следовательно, вызывает негативные чувства.

 

Что насчет любви? Какой смысл в любовных отношениях, если, согласно Веданте, все не так?

Может ли кто-нибудь подарить вам любовь? Если бы любовь была предметом, который у меня есть, а у вас нет, это было бы возможно, но любовь — это не переживание или чувство. Любовь — это суть того, кто вы есть. Итак, если вы верите, что кто-то любит вас, то этот человек уделяет вам внимание, форму любви. Это запускает вашу скрытую, непризнанную способность соприкасаться с той любовью, которой вы являетесь.

Истинная любовь — это знание вашей связи как осознания. Красивое приветствие «Намасте» указывает на то, что когда я вижу, что вы в сознании, а я в сознании, есть только один из нас. Конечно, это не говорит против отношений, а скорее способствует уважению и признанию.

Здесь вы можете найти больше информации о Свами Пуджане и его книге «Адвайта-веданта для обычных людей».

 

Экскурс: Веды — время до мировых религий.

Чтобы понять происхождение Веданты, мы должны заглянуть очень далеко в прошлое, до наших современных религий. Философия Веданты основана на Ведах, которые существовали с 1500 по 1000 год до нашей эры. На протяжении веков — сначала устно, а затем и письменно — они передавались по наследству.

Веда означает «знание». Индийские мудрецы (Риши) получили это знание как божественное откровение (Шрути). Веды — это собрание религиозных текстов, которые брамины читают в ритуалах, иногда наизусть. Есть четыре Веды: Ригведа, Самаведа, белая и черная Яджурведа и Атхарваведа. Каждая Веда состоит из гимнов, ритуальных объяснений и Упанишад (750–500 гг. до н.э.).

 

Последние являются наиболее важной частью, на которой основываются более поздние философские взгляды и объяснения реальности согласно Веданте. Веданта — это «конец знания» (Veda = знание, Anta = конец), и ее также называют «философией Упанишад». Упанишады являются «концом Вед» и по своей сути объясняют переживание единства между Брахманом и Атманом, что означает нечто вроде единства сознания и истинного «я». Упанишады означают «сидеть у ног учителя». По своей сути тексты представляют собой диалоги между мастерами и их учениками, основанные на интенсивном самоанализе и тестировании. Таким образом, студенты просили понять истину о себе как интеллектуально, так и с точки зрения непосредственного опыта. Другими важными базовыми текстами философии Веданты являются Брахмапутра (Ведантасутра) и Бхагавад-гита.

После Вед, на протяжении веков возникали разные философские системы, каждая из которых пыталась описать одну и ту же реальность и истину по-своему. Эти философские взгляды пытаются ответить на важные вопросы о том, что такое мир и люди, почему мы страдаем, как мы становимся счастливыми и что такое Бог. Ортодоксальные философские школы, такие как санкхья, йога и веданта, ссылаются на Веды, в то время как неортодоксальные школы и религии, такие как буддизм или джайнизм, не признают Веды как божественные откровения. Разнообразие религий и философий с разными точками зрения, концепциями и словами, объясняющими одну и ту же истину.