Что такое замки в йоге - Бандхи для начинающих

Бандхи

Бандхи – это мышечные закрытия тазового дна, горла и брюшной стенки. Они неотделимы от всех пранаям, потому что их функция – удерживать энергию, называемую праной, в энергетическом теле и направлять ее.

Что такое йога – В хатха-йоге есть три важных бандхи, а именно:

  • Мула Бандха – «корневой замок», который устанавливается и удерживается сокращением мышц тазового дна. Он энергетически закрывает тело внизу и направляет энергию, точнее Апана Вайю, вверх.
  • Джаландхара Бандха – «горловой замок», который устанавливается и удерживается с помощью сокращения глубоких мышц шеи. Он энергетически закрывает тело вверху и направляет энергию, точнее Прана-Вайю, вниз.
  • Уддияна Бандха – «пупочный замок», который устанавливается и удерживается за счет интенсивного сокращения мышц живота. Он оказывает сильное воздействие на пищеварительный огонь (Агни или Самана Ваю) и поддерживает подъем праны через диафрагменный барьер.

 

Руководство для начинающих по бандхам

Практики йоги иногда предназначены для достижения неожиданных результатов.

Внутренние йогические замки, или бандхи, являются примерами таких парадоксальных техник, и чтобы понять, почему они практикуются, их необходимо поместить в контекст. Какой смысл перекрывать горло (джаландхара-бандха), сокращать и поднимать живот (уддияна-бандха) или втягивать внутрь центр тазового дна (мула-бандха)? Мы можем получить представление о причинах этих практик с помощью теорий, почерпнутых из хатха-тантры и кундалини-йоги. Попутно мы также начнем смотреть за рамки краткосрочной пользы йоги и видеть ее трансцендентные цели.

Формирование энергетических моделей

Подобно меняющемуся дизайну калейдоскопа, структуры энергии внутри тела/психики постоянно перестраиваются. Каждый мгновенный паттерн представляет собой богатую картину — проявление сложных взаимодействий и множества уровней активности. И подобно терминалу аэропорта, заполненному не только путешественниками, но и экипажами самолетов, билетными агентами, обработчиками багажа, обслуживающим персоналом и владельцами магазинов, человеческий организм одновременно функционирует на разных уровнях.

Каждый индивидуальный образец энергии представляет собой конфигурацию пяти основных энергетических функций, называемых пятью силами Праны. Среди них двумя наиболее известными являются прана (строчная р) и апана (а-ПАН-на), силы, которые регулируют получение и выведение энергии. Приобретение энергии, или праны, характеризуется как восходящий процесс («наполнение») и связано с грудной клеткой и горлом. Там он управляет поступлением воздуха, воды и пищи. Апана, выделение, символизируется как процесс движения вниз («опорожнение») и связана с нижней частью живота и тазовым дном. Он управляет такими функциями, как мочеиспускание, дефекация и менструация.

Третья функция праны, самана (са-МАХ-на), сосредоточена в области пупка (солнечное сплетение) и управляет поглощением энергии. Область пупка связана с пищеварением и выработкой внутреннего тепла. В системе Кундалини огненная энергия этой области символизируется наполненным пламенем треугольником, обращенным вверх, основание которого соединяет две стороны верхней части таза, а вершина находится в нижней части грудины. Из этого узла энергия излучается наружу к остальным частям тела по каналам, называемым нади.

Действия праны, апаны и саманы, наряду с двумя другими функциями праны (вьяна и удана — силы, участвующие в распределении энергии внутри тела/ума и в некоторых специальных функциях, таких как речь), составляют один слой в образец энергии человека. Но чтобы понять роль йогических замков, нам нужно увидеть два дополнительных измерения энергии. Среди них первой является роль, которую играют изменения в образе энергии в течение дня.

Колебательные энергии

Часто говорят, что сила Праны подобна птице, прикованной к своему насесту двумя крепкими привязями. Он пытается обрести свободу, летя сначала в одном направлении, затем в другом. Но оно не может убежать. Точно так же сила Праны связана двумя внутренними энергиями или способами функционирования, но в этом случае две энергии могут быть объединены и достигнуто освобождение.

Первый из двух способов функционирования выражается слогом ха и такими словами, как солнечный, мужской, рациональный, активный и согревающий (китайский ян). Эта солнечная энергия течет по каналу (нади), называемому пингала, заканчивающемуся в правой ноздре. Второй вид энергии выражается слогом та и такими словами, как лунный, женский, интуитивный, восприимчивый и охлаждающий (китайский инь). Она течет по каналу, называемому ида, заканчивающемуся в левой ноздре. Тонкие колебания этих двух энергий формируют повседневный опыт, глубоко влияя как на физическое, так и на психическое функционирование. (Когда два мантрических слога, которые символизируют эти энергии, ха и тха, соединяются, они образуют слово хатха — систему йоги, предназначенную для регулирования и преобразования человеческого самосознания.)

Практикующие кундалини-йогу объясняют, что, когда эти двойственные энергии жизни по-настоящему интегрированы, в уме созревает естественная внутренняя сущность и начинает развиваться трансцендентальное осознание. Говорят, что в такое время Прана, энергия сознания, течет вверх по единственному центральному каналу, называемому сушумной, вдоль позвоночного столба. Эта концепция двух несопоставимых, но взаимодополняющих энергий, сливающихся в центральный канал, ведущий к освобождению, широко представлена в традиционной индийской культуре в таких образах, как слияние рек Ганг и Ямуна с подземной рекой Сарасвати в Аллахабаде, а также слияние ночи и день на рассвете или в сумерках. Это также выражается в предположении этого древнего учения о том, что когда интуиция и логика соединяются, возникает высшая мудрость.
север и юг

Второе влияние на структуру внутренней энергии обусловлено естественной полярностью оси позвоночника. Верхний конец позвоночника описывается как положительный или северный полюс, а нижний конец — как отрицательный или южный полюс. Такие слова, как «северный» и «южный», дают ощущение направления, но, возможно, было бы полезнее подумать о значении этих полюсов по отношению к нашей способности осознавать себя.

Например, когда наши мысли и действия инстинктивны и когда они проявляются с небольшим саморефлексией или внутренним осознанием, тогда энергетические модели преимущественно управляются нижними энергетическими центрами оси позвоночника. Там разумом доминируют страхи, неудовлетворенные стремления и желания, а также стремление контролировать отношения и окружающую среду. Но по мере роста самосознания эти самые энергии преображаются. Страх превращается в бесстрашие; тяга уступает место умеренности и желанию отдавать другим; а стремление доминировать в отношениях уступает место удовлетворению от работы в координации с другими людьми и с окружающей средой. Так, многие учителя традиции йоги говорили, что самоосознание привлекает энергию низших центров и возвышает ее.

Три внутренних замка

Чтобы помочь упорядочить сложные структуры внутренних энергий и использовать тело в качестве инструмента для развития самосознания, тантрические мастера описали различные внутренние замки, а затем адаптировали их хатха-йогами. Три из этих замков — горловой замок, желудочный замок и корневой замок — являются фундаментальными практиками йоги, которым можно относительно легко научиться, а затем усовершенствовать их в течение длительного периода практики.

Горловые и корневые замки в некотором смысле выполняют функцию герметизации верхнего и нижнего конца позвоночного столба. По мнению адептов, горловой замок временно препятствует движению праны вверх и ограничивает поток энергии через иду и пингалу. Корневой замок блокирует движение апаны вниз и тянет эту энергию обратно в область пупка. Когда силы, движущиеся вверх и вниз, таким образом блокируются и сближаются друг с другом, говорят, что они действуют как две трущиеся друг о друга палки: они производят тепло. И этот жар усиливается применением замка на желудке.

По мнению адептов, горловой замок временно препятствует движению праны вверх и ограничивает поток энергии через иду и пингалу.

Концентрация энергии возрастает по мере практики, и говорят, что в конечном итоге происходит поразительное явление: у очень продвинутых практикующих сильный жар, создаваемый локонами, в сочетании с задержкой дыхания пробуждает осознание и ведет его вверх по центральному пути дыхания. позвоночник. Она движется от основания позвоночника к его верхнему полюсу, от страха и инстинктивной жажды к просветленному самосознанию. Это цель йоги.

Объединение этих замков может в конечном итоге дать впечатляющие результаты, но нет смысла воображать, что простое движение мышц способно чудесным образом переопределить глубоко укоренившиеся модели мышления и чувств. Эти практики должны быть интегрированы во весь комплекс дисциплин йоги и философии, прежде чем они смогут дать свой эффект. Наша первоначальная цель — повысить осведомленность и внутренний контроль, и уже одно это, как говорят, имеет много преимуществ. К ним относятся:

  • улучшение пищеварения и выведения
  • стимулирующая энергия
  • очищение энергетических каналов
  • тонизирование внутренних органов
  • улучшение общего функционирования пищеварительного тракта
  • подготовка ума к медитации
  • улучшение концентрации
  • помогает избавиться от депрессии.

Конечно, существует ряд предостережений и ограничений, которые также необходимо тщательно соблюдать. В частности, не следует применять эти блокировки, если вы:

  • у тебя менструация
  • иметь высокое или низкое кровяное давление
  • есть грыжа
  • у вас язва желудка или кишечника
  • у вас или недавно были какие-либо другие заболевания или травмы органов брюшной полости
  • есть глаукома
  • есть болезни сердца.
  • Наконец, практикуйте натощак и перед началом опорожните мочевой пузырь и кишечник.

 

Простая техника, которой следует следовать, объединяет три замка. В любом случае, это не единственный метод выполнения трех замков, но это хороший способ начать, и его легко интегрировать в практику асан. Естественно, каждый замок сначала необходимо изучить индивидуально. Вот краткое описание:

Горловой замок: Джаландхара-бандха

Горловой замок (или замок подбородка) ограничивает восходящий поток энергии. Чаще всего его используют в периоды задержки дыхания, но его можно практиковать и без задержки дыхания.

  • Сядьте в медитативную позу, выпрямив голову, шею и туловище.
  • Слегка приподнимите грудину и верхнюю часть грудной клетки, приближая их к подбородку.
  • Опустите подбородок и челюсть, поместив их на (или рядом) область верхней части груди в выемке между двумя ключицами. Если вы не можете прикоснуться к верхней части груди, можно подложить под подбородок свернутую мочалку.
  • Не напрягайте никакие части шеи, не наклоняйте ее в сторону и не прижимайте подбородок к груди.
  • Дышите равномерно в течение пяти вдохов, затем поднимите голову обратно в исходное положение.

Корневой замок: Мула-Бандха

Тазовое дно представляет собой область ромбовидной формы, содержащую анус, гениталии и промежность (небольшую область между анусом и гениталиями). Корневой замок осуществляется путем натяжения промежности внутрь.

  • Сядьте прямо в медитативную позу.
  • Вдыхая, сожмите все тазовое дно, втягивая его внутрь и вверх. Выдыхая, медленно отпустите его. Повторите десять раз.
  • Практикуйте те же сокращения, но поменяйте направление дыхания: сокращаясь на выдохе и расслабляясь на вдохе.
  • Теперь сосредоточьтесь на промежности, между анусом и половыми органами. Вдыхая, сократите и потяните эту область внутрь и вверх. Выдыхая, отпустите его.
  • Снова поменяйте дыхание, выполняя сокращение на выдохе и расслабляя на вдохе.
  • Продолжайте несколько тренировок, пока не сможете изолировать промежность во время ее сокращения и поддерживать это сокращение, продолжая дышать в течение десяти или более вдохов.

Замок желудка: Уддияна-бандха

Термин уддияна означает «взлет». В этой практике дыхание задерживается, брюшная стенка втягивается внутрь и содержимое живота втягивается. Это приводит к образованию углубления в основании грудной клетки. Только после прекращения сокращения живота следует вдох. Важно очень внимательно следовать шагам этой практики. Задержку дыхания нельзя продлевать без руководства опытного учителя.

  • Встаньте, расставив ноги примерно на два фута, колени согнуты, руки на бедрах чуть выше колен. Держите локти прямыми. Перенесите вес верхней части тела на руки.
  • Медленно выдохните.
  • Задержите дыхание (не применяя горловой замок).
  • Теперь нарисуйте живот внутрь и вверх. Не напрягайтесь, но будьте тверды.
  • Удерживайте несколько секунд.
  • Освободите живот медленно и подконтрольно.
  • Как только живот полностью расслабится, плавно вдохните, без вздохов и внезапных порывов дыхания внутрь.
  • Дышите естественно и плавно, пока дыхание не придет в норму.
  • Повторите максимум еще два раза.

Объединение замков

После того, как вы освоили каждую практику по отдельности, объедините их со следующей практикой (см. иллюстрацию):

  • Встаньте, расставив ноги примерно на два фута, колени согнуты, руки на бедрах чуть выше колен. Держите локти прямыми. Перенесите вес верхней части тела на руки.
  • Медленно выдохните и задержите дыхание.
  • Установите джаландхара-бандху, горловой замок.
  • Втяните живот и выполните уддияна-бандху (замок живота).
  • Как только эти замки будут установлены, установите мула-бандху, корневой замок.
  • Удерживайте положение три-пять секунд.
  • Выпускаем с контролем и в следующем порядке:
  • ослабьте сокращение живота (что естественным образом ослабит силу корневого замка);
  • освободить горловой замок;
  • полностью освободите корневой замок и медленно вдыхайте, не задыхаясь.
  • Дышите естественно и плавно, пока дыхание не придет в норму.
  • Повторите максимум еще два раза.

Ваша практика будет развиваться со временем, и ее не следует торопить. Делайте это только один раз в день. Если вы чувствуете давление в глазах или висках или у вас затруднено дыхание, вы превысили свои возможности. Это начальная практика, которую можно расширять под наблюдением. Вы обнаружите, что уверенность и контроль, которые вы приобретете в результате тщательной практики на этом уровне, откроют путь для дальнейшего совершенствования  йога практики.

 

Йога в гамаках Йога в гамаках для тазового дна. Студия растяжки Владимирская