Тандавасана — танец Шивы в йоге Шива-Ната

танец Шива в йоге

Тандавасана (танец Шивы) — это часть ,алансирующей группы йога асан, которая фокусируется на укреплении тела и повышении функциональности мозга. Форма подвижной медитации, в которой переходы из одной асаны или виньясы в другую сопровождаются движениями рук или ног. В общих чертах эти движения являются вариациями виньяс, так как они синхронизированы с дыханием.

Шива Ната практика начинается с двух основных моделей: горизонтальной и вертикальной. Каждый паттерн состоит из 4 простых положений рук. В Танце Шивы практикующий перемещает руки между этими четырьмя основными позициями. Такие движения рук и ног могут выполняться рядом подобных вариантов. Например, если вы стоите прямо, начните наклоняться вперед с поднятыми над головой руками и опустите их на пол. Во время этого движения есть как минимум три дополнительных способа движения рук: вперед и вниз, в стороны и вниз и назад и вниз.

Практика очень помогает в развитии

  • Внимание, Концентрация и Фокус
  • Координация
  • Расширенные возможности умственной обработки

Техника проведения тренировки :

  • Делаем, что можем, не больше и не меньше
  • Отпускаем всю борьбу, принуждение и напряжение
  • Отдаем предпочтение легким и плавным движениям

Анализируя теоретическую модель движущейся руки или ноги, прикрепленной к условно неподвижному телу, мы видим, что эти движения могут совершаться в одной, двух или трех плоскостях. Разовые движения выполняются «прямым» вытягиванием руки или ноги. Двойные движения выполняются  «плоскостными». А трехмерные движения возникают при выполнении «трехмерных» спиралевидных движений.

Три группы движений конечностей в Шива йоге: линейные, плоскостные и объемные.

Теоретически при выполнении чисто линейных или одно-плоскостных движений требуется, чтобы элементы скелета приводились в движение одной мышцей или несколькими параллельными мышцами, расположенными в одной плоскости с направлением движения. Но, поскольку тело человека устроено так, чтобы обеспечивать движения в разных направлениях, то и мышцы, управляющие конечностями, крепятся к элементам скелета под разными углами. И наблюдая естественную динамику тела, можно видеть, что почти все его движения осуществляются за счет работы не отдельных мышц, а групп мышц.

При выполнении определенного движения нагрузка полностью или частично переносится с одной мышцы на другую. Это сопровождается изменением угла приложения движущего усилия. Поэтому естественные движения редко могут быть чисто линейными или одно-плоскостными (только в пределах короткого пути). Чаще всего они возникают при резком расслаблении мышц при свободном падении той или иной части тела.

 

Тандавасана

Чтобы сделать технику линейных или одно-плоскостных движений более изощренной и естественной, их следует дополнить специфическими движениями, делающими движение трехмерным. Так, например, линейное сгибание (разгибание) руки (ноги) может осуществляться «хлыстообразно» или вращаться вокруг своей оси. А при одно-плоскостном радиальном движении руки (ноги) она может одновременно вращаться вокруг своей оси.

По сравнению с линейными и одно-плоскостными движениями, трехмерные спиральные движения имеют ряд преимуществ и положительных качеств:

  • Во-первых, это максимально естественные и сбалансированные движения.
  • Во-вторых, они выполняются в трех плоскостях и их траектория состоит как из линейных, так и из радиальных моментов движения, а следовательно, это предполагает возможность выполнения и управления и этими движениями.
  • В-третьих, трехмерные спиральные движения охватывают практически все возможные положения «внутри круга предельной подвижности» рук и ног. Это позволяет управлять этим пространством и связывать между собой любые точки внутри этого пространства.
  • В-четвертых, выполнение таких спиралевидных движений задействует все группы мышц рук, ног, плечевого и тазобедренного пояса, что приводит к мощному и всестороннему укрепляющему эффекту во время тренировки.

Поскольку движения конечностями включают в себя преодоление гравитации, существует связь между силовыми линиями гравитационного поля Земли и «внутренними энергетическими потоками». Согласно правилу «действие равно противодействию», движение конечностей вверх против силы гравитации связано с активным преодолением энергетических потоков. Или можно сказать, что активная составляющая гравитационной силы передается каналам рук и ног. И наоборот, при движении конечностей вниз, при движении гравитационной силы активность энергетических потоков снижается. При этом действие гравитационной силы совершает работу по падению конечностей, а в энергетических каналах рук и ног заполняется пассивный противоток.

Непрерывные спиральные движения состоят из двух полных противоположных синусоидальных кривых. Поэтому выполнение таких движений задает ряд чередующихся активных и пассивных фрагментов энергетического потока. Эти энергетические импульсы очищают энергетические каналы и уравновешивают циркуляцию энергии внутри них.

Синхронизация спиральных движений конечностей с дыханием создает постоянный и интенсивный расход энергии из окружающего пространства, трансляцию ее по каналам психоэнергетической структуры, накопление и излучение в окружающее пространство.

Такие спиральные движения широко использовались в ранних буддийских практиках. Первоначально это были элементы Танца Шивы, йогического искусства, которое развивает сознательный контроль, координацию и потенциальные способности тела без специального применения в жизни.

Позднее Бодхидхарма экспортировал их в Шаолинь, и на основе этих движений были разработаны приемы прикладного боевого искусства с использованием собственного тела и различного оружия: меча, шеста, копья и т. д. Эти приемы стали совершенным средством для развитие функциональных возможностей организма, повышение энергетического потенциала организма, управление и координация одновременно нескольких «секторов» различных частей тела.

Следует отметить, что наличие оружия в руках способствует увеличению плотности энергии, протекающей по каналам рук, и более интенсивно развивает силу и выносливость бойца.Но есть и другая сторона использования оружия на тренировках: оно снижает требования к скручивающей способности суставов.

Поэтому дальневосточные школы единоборств разрешали заниматься с оружием практикующим только после многих лет занятий базовыми упражнениями без всякого оружия.

Некоторые из этих упражнений получили сегодня широкую известность, например «вращение чашек с водой», которую нельзя проливать при радиальных спиральных движениях. Однако в Древнем танце Шивы такие чаши содержали масло и фитили, которые горели на протяжении всего танца. И при вращении чашек масло не должно проливаться, а огонь должен гореть.

Этот танец, исполненный на фоне звездного неба, производит необъяснимое впечатление…

Танец Шивы использует шестнадцать принципиально разных базовых движений и шестнадцать позиций для двух рук. И это число может быть ни больше, ни меньше.

Спираль всегда имеет центральную ось, вокруг которой осуществляется вращение. При вращении чашки ее верхняя поверхность и ладонь всегда должны находиться в горизонтальном положении, а движения по спирали должны совершаться вокруг вертикальной оси. При этом вращение чашек совершается одновременно, как бы в двух параллельных горизонтальных плоскостях, и связаны диагональными фрагментами переходных движений из одной такой плоскости в другую. Поэтому такие спиральные движения называются «горизонтальными».

При этом такое горизонтальное вращение чашек состоит из двух непрерывных радиальных движений по спиральным траекториям: восходящего и нисходящего. Выполнение таких упражнений приводит к интеграции верхнего и нижнего горизонтальных подпространств.

Существует несколько уровней практического изучения этих движений. Но, в самом начале, следует отметить, что разница между этими уровнями не в физической сложности. Она в уровне контроля и координации, а также в умении следовать заданной программе в течение длительного периода времени, не отвлекаясь. Затем безупречно переходя от одного движения к другому, выполняя их с техническим совершенством. Но на физическом уровне сложность этих движений мало чем отличается.

Переход с одного уровня на другой требует знания большего числа различных комбинаций этих простых движений и дополняющих их связок, что соответствует улучшению координации рук и ног. А умение долго не отвлекаться и безошибочно следовать заданной программе соответствует повышенному уровню управления различными положениями рук и ног в «Границах маргинального круга» их подвижности.

Освоения первого уровня достаточно для ознакомления с характером таких движений в последовательностях асан, виньяс и дыхательных упражнений. Но первого уровня будет недостаточно для целей специального развития контроля и координации. Поэтому ниже рассматриваются два уровня развития в этом направлении.

При анализе Танца Шивы требуется с самого начала понимать, что слово танец применяется условно, исходя исключительно из внешних особенностей этого явления. Необходимо представить, что происходит с энергетическим телом в окружающем пространстве при спиральных движениях руками и чашками. Прежде всего, спираль представляет собой трехмерную синусоиду. А, как известно из физики движение энергетических сред, т.е. , электроны, вдоль спирального проводника создает электромагнитное поле. В этом случае электромагнитная сила действует вдоль центральной оси, вокруг которой осуществляется движение по спирали. Аналогичные явления происходят в пространстве вокруг тела человека, если человек совершает спиралевидные движения руками или ногами. С точки зрения физики такие движения сопровождаются определенным движением жизненной энергии по каналам рук и ног. Вдоль центральной оси действуют соответствующие силы, вокруг которых совершаются такие спиральные движения, взаимодействующие с окружающим пространством. Пульсирующее изменение восходящего и нисходящего направлений таких спиралевидных движений при постоянном вращении чашек вызывает пульсацию и реверсирование этих сил.

Приобретение опыта управления энергетическими потоками открывает множество аномальных способностей. Но, несмотря на соблазн освоить их, важно всегда помнить об основной цели этой практики.

Несмотря на мощные энергетические эффекты, возникающие во время Танца Шивы, эти движения нельзя напрямую сравнивать с цигун, тайцзи, зонг-шин, кунг-фу и другими боевыми искусствами китайского, вьетнамского или японского происхождения. Важно помнить, что в этих приемах основной упор делается на развитие энергетических результатов, связанных с чувством движения и накоплением Силы, и на развитие стратегических и технических качеств бойца. Но в Танце Шивы основной акцент делается на развитие многосекторного управления управляющими структурами тела, повышение скорости управляющих процессов, формирование новых алгоритмов трансцендентных связей в сознании. Эти новые связи увеличивают мощность и производительность биопроцессора.

Конечно, эти управляющие процессы можно развивать для специальных целей посредством различных упражнений без участия физического тела. Например, развитие математического мышления, игра в шахматы и современные компьютерные игры приводит к такому узкому и одностороннему развитию, и для некоторых людей этого узкого и одностороннего развития, возможно, будет достаточно. Но Танец Шивы, тем не менее, позволяет сохранить гармонию в развитии тела и сознания. Поскольку физические возможности тела развиваются легче, чем духовные, задачи сознательного управления в Танце Шивы достаточно просты по сравнению с задачами, которые могут потребоваться в чисто «концептуальных» практиках. Но, в то же время, эти задачи соответствуют реальному уровню инструмента (тела). Здесь никогда не столкнешься с ситуацией, когда Дух готов лететь, а слабое тело не в состоянии даже ползти, потому что существует баланс между Небом и Землей, между эволюцией идеального и материального.

Клуб Аэро йоги СПБ

Клуб в соц.сетях:

Аэройога Санкт-Петербург Йога СПБ Аэройога обучение
Аэройога обучение в Школе йоги

Большая Московская улица, 1-3, СПБ

Аэройога студия Владимирская СПБ

Большой Сампсониевский пр, 22, СПБ

Аэройога центр Сампсониевский СПБ