Поющие чаши Медитация в Гамаке
Тибетские чаши звукотерапия в гамаках
Тибетские чаши. Звук, который исцеляет
Дмитрий Мустаев — психолог, звукотерапевт, путешественник. Некоторое время назад он посвятил все свое время и творческие усилия развитию нового и необычного направления в психологии — звукотерапии.
Давно известно, что звук очень сильно воздействует на психику человека. С древних времен люди использовали ритмичную музыку для расслабления и для вхождения в гипнотические трансовые состояния. Тем не менее, исследования о влиянии звуков на психологическое состояние человека пока еще находятся в зачаточном состоянии.
Но даже те результаты, которые есть на сегодняшний день, обнадеживают и с очевидностью говорят о том, что у звукотерапии в психологии хорошее будущее.
Особое направление в этой области — использование тибетских бронзовых чаш, которые обычно называют «поющими». Такое название вовсе не удивительно, ведь звуки, которые они издают, по-настоящему живые.
Дмитрий Мустаев — один из первых психологов в Москве, кто использовал игру на этих музыкальных инструментах для коррекции психологических состояний своих клиентов, более того, он провел целую серию исследований по влиянию звуков на организм человека.
Предлагаем его статью, в которой он рассказывает историю развития метода.
Тибетские чаши – Релаксация медитация в гамаке
Тибетские поющие чаши — новый инструмент звукотерапии
Поющие чаши (известны также как Гималайские чаши, Тибетские чаши). Звук рождается от вибрации стенок чаши и её краев. Исторически поющие чаши делались в Индии, Непале, Тибете, Китае, Корее и Японии. В последнее время основное производство находится в Гималайском регионе и чаще известно под названием «Тибетские поющие чаши».
Поющие чаши используются в разных областях как инструмент для релаксации, медитаций, различных практик связанных с йогой, биоэнергетикой, для так называемого «звукового массажа». Все шире чаши используются в деятельности SPA-салонов, в основном, на Западе.
Поющие чаши в России проявляются все более активно, предоставляя широкое поле для психофизиологических исследований и применения на благо физического и психического здоровья человека, особенно современного городского жителя, которому среда обитания щедро поставляет поводы для негармоничных состояний.
С чего началось моя работа с поющими чашами? С двух малозаметных, в общем-то, событий. Первое состоялось, когда в 2008-м году я привез из Непала первые образцы, одну чашу себе, другую — в подарок. И обратил внимание, что два близких мне человека отреагировали на звук одной из них диаметрально противоположно. От «полного восторга наполненным воздухом в доме» до «железного обруча, сдавившего голову»! Отговорки, что эти люди слушали звук в разном настроении и состоянии, что находятся они на разных ступенях духовного развития и разных степенях приятия себя и мира, мной уже не принимались…
Второе событие произошло через год, когда я немного более осознанно общался с чашами, уже подмечая маленькие «чудеса» вокруг них. Знакомая певица и музыкант назвала одну из чаш «мажорной», сравнив с остальными «минорными». И я с интересом погрузился в теорию музыки, психоакустики и звукотерапии на факультете прикладной психологии. Примерно в тот же период я стал «робко подыгрывать» на чашах своему духовному учителю и научному руководителю Николаю Владимировичу Липецу во время проведения медитативных занятий. В 2009 году мы записали первый альбом на компакт-диске «Час Чудесных Чаш». Дальше я стал вести самостоятельные занятия с поющими чашами. В итоге мой руководитель одобрил тему дипломной работы «Психологическое консультирование с использованием звукотерапии».
После защиты диплома я стал вести по этой теме групповые тренинги, мастер-классы, мероприятия, корпоративные вечера, обучение йоге. Постепенно это переросло в нечто большее, и я оставил офисную деятельность, полностью сосредоточившись на этом чудесном занятии.
Воздействие звука поющих чаш на человека складывается из нескольких факторов.
Всем известно, что человек в большой мере состоит из жидкости (по разным источникам, от 70 до 85%). Жидкость хорошо проводит звуковые колебания и воздействие звука на человека идет не только через органы слуха, но и напрямую – через клеточные структуры, нервные цепи и далее – в подсознание и сознание.
Обработка слуховым центром мозга звука, придание услышанному звуку или фрагменту эмоционального, логического и любого другого «отношения» происходит с запозданием на доли секунд по отношению к звуку, достигшему сознания с «обратной стороны» — через клетки к подсознанию и оттуда – к сознанию. В этом случае в нейронных цепочках не успевают сформироваться предпосылки для образования паттернов, так как тело уже отреагировало само и «сообщило» подсознанию свою реакцию, тем самым освободив каналы восприятия.
Негармонические обертоны, которые слуховой центр не смог снабдить каким-либо признаком, лишают звучание регулярности, мелодической «правильности» и привыкания, формирования паттерна «оценки», «категоризации» звука. Появляется возможность ослаблять и даже разрушать временные и устоявшиеся нейронные связи, их последовательности, отвечающие за привычки, автоматические действия и стандартные реакции.
Трансовое состояние слушателя, возникающее порой при прослушивании звуков поющих чаш, снимает большую часть напряжения в сознании и теле.
Поющие чаши звукотерапия в гамаке
Области применения тибетских поющих чаш
Применение поющих чаш, исходя из моего опыта групповой и клиентской работы, можно рассматривать в следующих направлениях:
- релаксация, в том числе «экспресс-релакс», когда за 20 минут снимается большой пласт психосоматических напряжений
- медитация, изменение состояний сознания (ИСС)
- коррекция психосоматических расстройств, спонтанное целительство
- гармонизация депрессивных состояний, работа с психотравмами
- работа с зависимостями разного рода
- ослабление и ликвидация последствий программируемых состояний психики
- профилактика и лечение возрастных и пост-травматических изменений слуха
- развитие (точнее – пробуждение) творческих способностей у людей разных возрастных и социальных категорий
Оригинальность моего метода состоит в сочетании восточного подхода к телу и психике с западным прагматизмом, получением конкретных результатов по конкретным методикам. И это непрерывный поиск, анализ обратной связи с клиентом. Я использую известный холистический подход, взгляд на Человека в цельности его Тела-Ума-Чувств.
Мастеров, работающих с чашами, становится все больше. В связи с этим растет количество «шарлатанов от звука», использующих редкий антураж и мистическую атмосферу, не особо разбираясь в воздействии Звука на Человека.
Один мой подписчик в ВК прямо попросил, мол, «расскажите мне по-быстрому, как это работает и научите стучать по чашкам, а то звукотерапевты в последнее время деньги гребут немалые, я тоже хочу!» Поэтому я исследую разные формы звукотерапии. И поэтому мне хотелось бы объединить мастеров поющих чаш, чтобы клиенты всегда могли проверить репутацию звукотерапевтов.
Терапия звуком с использованием тибетских чаш
Одна клиентка, работавшая неподалеку от моего кабинета, приходила в обеденный перерыв на короткую сессию, пара встреч в неделю давала ей запас энергии и спокойствия. А для своих коллег, в пору моей работы в офисе одной крупной организации, я придумал «Саунд-ланч», который восстанавливал силы и способность к концентрации, повышал эффективность ежедневной деятельности.
В настоящее время в клиентской работе я успешно применяю несколько собственных методик:
- «Поющие чаши в гамаке» (экспресс-релакс и полный вариант звуковой сессии)
- «Дорожка обертонов» (регрессионная психотерапия)
- «Звук Отпускания» (работа с психо-травмами)
- «Чаши-антагонисты» (в практиках приятия и интеграции полярностей)
- «Палсинг с поющими чашами»
- «Саунд-ланч» — практика для тех, кто в офисе
Я сотрудничаю с поэтами, художниками, чайными мастерами, йога-инструкторами по объединению практик со звуком Поющих чаш.
Релаксация с поющими чашами в гамаке