Взаимодействие полярностей: Стхира и Сукха Асанам

Йога в гамаках Стхира Сукхам Асанам Аэройога – легкость движения и баланс!

Стхира Сукхам Асанам: Всегда оставайтесь расслабленными, особенно во время нагрузки, – говорит Патанджали в Йога-сутре. Как мы можем использовать тысячелетнюю философию йоги в нашей повседневной жизни сегодня?

Стхира ( Sthira ) и Сукха ( Sukha ) — это противоположные, но одинаково важные качества, которые нужно развивать как в йоге, так и в жизни. Стхира (устойчивость, сила, стабильность), Сукха (легкость, гибкость, открытость) и Асанам (асана, сиденье) переводятся с санскрита следующим образом: «поза йоги должна быть устойчивой, но удобной».

Наша жизнь состоит из противоположностей: светлого и темного, инь и янь, легкого и тяжелого, счастливого и грустного. Такое ощущение, что мы всегда на одной стороне и – если мы пытаемся это компенсировать – катимся, как мрамор, обратно в другую крайность. Вы, наверное, знаете это от себя: иногда очень трудно сохранить баланс между этими полюсами. Об этом уже говорил мудрец Патанджали в 400 г. до н.э. Написал в своем стандартном йогическом труде «Йога-сутра».

Стхира Сукхам Асанам

Стих 2.46 Йога-сутра, Патанджали.

Это одна из самых известных сутр из Йога сутры Патанджали. Стих 2.46, Стхира Сукхам Асанам, образно описывает, что поза должна быть стабильной и удобной.

Стхира: это санскритский термин, означающий что-то вроде твердого, стабильного, неподвижного, постоянного и стойкого.
Сукха: (также с санскрита) описывает комфорт, легкость, радость и счастье.

Поскольку Йога-сутра относится к практике медитации – и к подготовке к ней, – этот стих может быть связан с сиденьем для медитации. Он должен быть прочным и устойчивым, но при этом легким и удобным. Любой, кто медитировал более трех минут, наверняка поймет, о чем говорит Патанджали.

Что касается сиденья для медитации, Стхиру можно интерпретировать следующим образом: чтобы сидеть стабильно и неподвижно в течение длительного времени, чтобы иметь возможность полностью погрузиться в медитацию, нам нужны соответствующие мышцы. Возможно, вы знаете это из собственной практики : проходит не много времени, и мы начинаем округлять спину или снова захотим пошевелиться, потому что что-то мешает нашему телу или наши ноги начинают испытывать неудобства . Чтобы глубоко погрузиться в медитацию, мы должны стать неподвижными. И для этого нам нужна Стхира, как основа. Сукхэм вмешивается в ситуацию. Это возможно только в том случае, если вы чувствуете себя комфортно в своем теле и можете удобно и легко оставаться в одной позе. Мы можем отпустить тело и полностью погрузиться в медитацию, когда чувствуем себя комфортно .

В конкретном смысле Йога-сутра не об асанах, а скорее о внутренней позе, которую вам следует принять. Если мы хотим прогрессировать в раджа-йоге, мы должны научиться практиковать эти два атрибута для нашей позы.

Тем не менее, этот стих можно применить ко всей нашей практике йоги, фактически даже ко всей нашей жизни. Речь идет о том, чтобы укорениться и отпустить,  об  взаимодействии полярностей.

Найдите середину – Вся наша жизнь сформирована двойственностью, противоположностями, и наш первый импульс слишком часто заключается в том, что мы должны принять решение. Это больше касается исследования середины, удержания равновесия, перемещаясь между полюсами.

Принцип Стхира Сукхам Асанам также может быть перенесен с ковра в жизнь. Стхира – это стабильные, успокаивающие элементы жизни, а Сукха приносит легкость, помогает расслабиться, помогает нам участвовать в изменениях. Интересно, что чем больше мы укоренились, тем легче отпустить и принять перемены.

Однако стрессовые условия жизни, как правило, искореняют нас и по-прежнему держат в ловушке. Результат: отпустить кажется невозможным. Ни в уме, ни в теле. В идеале вы можете потренироваться справляться с этими моментами на ковре. Мандала – поток последовательностей асан йоги по кругу, для медитации и снятия стресса.

Стхира и Сукха в вашей практике йоги

В первую очередь мы думаем о заземлении в любой позе. Мы устанавливаем асану на коврике, сначала хватаясь за землю, за корни, а затем осмеливаемся продвигаться выше, понемногу. Например, со стабильными, твердыми ногами над активной серединой, которая получает особую поддержку со стороны бханд.

Легкость начинается особенно над пупком (по крайней мере, пока мы не находимся в перевернутом положении). Ваши плечи, руки, шея, особенно челюсть и лоб, могут стать расслабленными и легкими. Руки  хоть и вытянуты до кончиков пальцев, но не скованы, а почти невесомо плавают. Без одного невозможно другое.

Слишком много Стхиру часто можно узнать на коврике по согнутым плечам и сжатой челюсти. Наблюдайте за собой и сознательно старайтесь уравновесить ситуацию небольшой дополнительной сукхой.
Вы можете заметить слишком много сукхи, когда вы недостаточно хорошо заземлены, сильно раскачиваетесь в позах равновесия или иным образом затрудняетесь поддерживать стабильную форму асаны.

Убедитесь, что у вас есть заземление, что ваше дыхание может течь свободно, и что ваш позвоночник по-прежнему может свободно двигаться в своей устойчивой оболочке и находится в плавающем состоянии. Наслаждайтесь позой своего тела – независимо от того, в какой асане вы находитесь – даже если вам придется отложить выравнивание в сторону. Наслаждение асаной приносит вам легкость и эффект йоги. Чем больше вы занимаетесь йогой, тем легче вам достичь этого баланса стабильности и легкости. Так что, даже если сегодня это не сработает, попробуйте еще раз завтра.

«Когда асана выполняется правильно, движения тела плавные, в теле есть легкость, а в уме – свобода».

– Б.К.С. Айенгар

От коврика к жизни

Практика асан включает в себя эти два противоположных полюса. На коврике вы можете практиковать то, что вам также следует интегрировать в свою жизнь вне комнаты для йоги: сбалансированный баланс между крайностями. И это ни в коем случае не означает посредственность. Дело в том, чтобы удерживать свойства полюсов в равновесии через противоположный полюс. Тогда энергия может течь между полюсами.

«Совершенство в асане достигается, когда усилие для ее выполнения становится легким и достигается бесконечное существо внутри».

– Б.К.С. Айенгар

Этот принцип легко наблюдать у маленьких детей: хотя они продолжают заземлять себя – часто в положении на корточках, подтягивая бедра к полу, – они игривы и легки, делают то, что они делают, с радостью и сосредоточенностью, не сомневаясь, что их деятельность сейчас  происходит , как раз в нужное время.

Когда мы находимся в состоянии стресса, мы склонны цепляться за Стхиру и реагировать на ситуацию с еще большей силой. Легкость в ситуации пошла бы нам на пользу, сняла бы стресс и сломала воображаемые и чувственные границы.

Даже если вы не хотите добиться успеха с самого начала, стремитесь к этому. Потренируйтесь находить немного больше легкости в усилиях и радовать себя трудностями. Из-за  напряжения в йоге мы абсолютно ничего не достигаем. Цель – стремиться, не привязываясь к мысли о цели.