Аэройога – легкость движения и баланс!
Стхира Сукхам Асанам: «Всегда оставайтесь расслабленными, особенно во время нагрузки», – призывает Патанджали в своей знаменитой «Йога-сутре». Как мы можем применить тысячелетнюю философию йоги в нашей повседневной жизни сегодня?
Стхира и Сукха — это две противоположные, но одинаково важные качества, которые следует развивать как в йоге, так и в жизни. Стхира означает устойчивость, силу и стабильность, а Сукха — легкость, гибкость и открытость. Вместе с Асанам, что переводится как «поза йоги», эти качества образуют емкий афоризм: «Поза йоги должна быть устойчивой, но удобной».
Наша жизнь полна противоположностей: светлого и темного, инь и янь, легкого и тяжелого, счастливого и грустного. Иногда кажется, что мы всегда находимся на одной стороне и, если пытаемся компенсировать это, скатываемся, словно мрамор, в другую крайность. Вы, вероятно, знаете это на собственном опыте: иногда бывает очень трудно сохранить баланс между этими полярностями. Об этом уже говорил мудрец Патанджали в 400 году до нашей эры в своем классическом труде «Йога-сутра».
Стхира Сукхам Асанам
Стих 2.46 Йога-сутра, Патанджали.
Это одна из самых известных сутр из Йога сутры Патанджали. Стих 2.46, Стхира Сукхам Асанам, образно описывает, что поза должна быть стабильной и удобной.
Стхира — это санскритский термин, который описывает нечто твердое, стабильное, неподвижное, постоянное и стойкое.
Сукха, также с санскрита, означает комфорт, легкость, радость и счастье.
Поскольку Йога-сутра посвящена практике медитации и подготовке к ней, этот стих можно связать с сиденьем для медитации. Оно должно быть прочным и устойчивым, но при этом легким и удобным. Любой, кто медитировал более трех минут, наверняка поймёт, о чём говорит Патанджали.
Относительно сиденья для медитации, Стхиру можно интерпретировать следующим образом: чтобы сидеть стабильно и неподвижно в течение длительного времени, чтобы иметь возможность полностью погрузиться в медитацию, нам нужны соответствующие мышцы. Возможно, вы знаете это из собственной практики: проходит не много времени, и мы начинаем округлять спину или снова хотим пошевелиться, потому что что-то мешает нашему телу или наши ноги начинают испытывать неудобства. Чтобы глубоко погрузиться в медитацию, мы должны стать неподвижными. И для этого нам нужна Стхира, как основа.
Сукха также играет важную роль. Это возможно только в том случае, если вы чувствуете себя комфортно в своём теле и можете удобно и легко оставаться в одной позе. Когда мы чувствуем себя комфортно, мы можем отпустить тело и полностью погрузиться в медитацию.
В конкретном смысле Йога-сутра не об асанах, а скорее о внутренней позе, которую вам следует принять. Если мы хотим прогрессировать в раджа-йоге, мы должны научиться практиковать эти два атрибута для нашей позы.
Тем не менее, этот стих можно применить ко всей нашей практике йоги и даже ко всей нашей жизни. Речь идёт о том, чтобы укорениться и отпустить, о взаимодействии полярностей.
Найдите середину — Вся наша жизнь сформирована двойственностью, противоположностями, и наш первый импульс слишком часто заключается в том, что мы должны принять решение. Это больше касается исследования середины, удержания равновесия, перемещаясь между полюсами.
Принцип Стхира Сукхам Асанам также может быть перенесён с ковра в жизнь. Стхира — это стабильные, успокаивающие элементы жизни, а Сукха приносит лёгкость, помогает расслабиться и участвовать в изменениях. Интересно, что чем больше мы укоренились, тем легче отпустить и принять перемены.
Однако стрессовые условия жизни, как правило, искореняют нас и по-прежнему держат в ловушке. Результат: отпустить кажется невозможным. Ни в уме, ни в теле. В идеале вы можете потренироваться справляться с этими моментами на ковре. Мандала – поток последовательностей асан йоги по кругу, для медитации и снятия стресса.
Стхира и Сукха в вашей практике йоги
В любой позе мы в первую очередь думаем о заземлении. Мы устанавливаем асану на коврике, словно цепляясь за землю, как за корни, а затем постепенно продвигаемся выше. Например, наши ноги становятся устойчивыми и твердыми над активной серединой, получая особую поддержку от бханд.
Легкость, особенно над пупком (по крайней мере, пока мы не находимся в перевернутом положении), помогает нам расслабиться и почувствовать себя легче. Наши плечи, руки, шея, а также челюсть и лоб могут стать расслабленными и невесомыми. Хотя руки вытянуты до кончиков пальцев, они не скованы, а словно парят почти невесомо. Одно без другого невозможно.
Слишком много стхиры часто можно заметить по согнутым плечам и сжатой челюсти, которые возникают на коврике. Наблюдайте за собой и старайтесь сознательно уравновесить ситуацию небольшой дополнительной сукхой.
Вы можете заметить слишком много сукхи, когда недостаточно хорошо заземлены, сильно раскачиваетесь в позах равновесия или иным образом затрудняетесь поддерживать стабильную форму асаны.
Убедитесь, что у вас есть заземление, что ваше дыхание может свободно течь, а позвоночник по-прежнему может свободно двигаться в своей устойчивой оболочке, словно находясь в состоянии невесомости. Наслаждайтесь позой своего тела — независимо от того, в какой асане вы находитесь — даже если вам придется отложить выравнивание на потом. Наслаждение асаной приносит вам легкость и эффект йоги. Чем больше вы занимаетесь йогой, тем легче вам достичь этого баланса стабильности и легкости. Поэтому, даже если сегодня это не сработает, попробуйте еще раз завтра.
«Когда асана выполняется правильно, движения тела плавные, в теле есть легкость, а в уме – свобода».
– Б.К.С. Айенгар
От коврика к жизни
Практика асан включает в себя эти два противоположных полюса. На коврике вы можете научиться тому, что вам стоит применять и в жизни за пределами комнаты для йоги: поддерживать баланс между крайностями. Это не значит, что вы должны быть средними. Речь идёт о том, чтобы уравновешивать свойства полюсов, используя их противоположные стороны. Только так энергия может свободно перемещаться между ними.
«Совершенство в асане достигается, когда усилие для ее выполнения становится легким и достигается бесконечное существо внутри».
– Б.К.С. Айенгар
Этот принцип можно легко увидеть у маленьких детей: хотя они продолжают осваивать асаны, часто сидя на корточках и прижимая бёдра к полу, они остаются игривыми и легкими. Они делают то, что им нравится, с радостью и сосредоточенностью, не сомневаясь, что их действия происходят в нужное время.
Когда мы находимся в состоянии стресса, мы склонны зацикливаться на своих страхах и реагировать на ситуацию с еще большей силой. Легкость, с которой мы могли бы воспринимать происходящее, могла бы стать нашим союзником, снимая стресс и разрушая воображаемые и чувственные границы.
Даже если вы не стремитесь к успеху с самого начала, старайтесь стремиться к нему. Научитесь находить больше легкости в своих усилиях и находить радость в трудностях. Напряженность в йоге не приносит ничего, кроме разочарования. Наша цель — стремиться, не привязываясь к мысли о цели.