Ямы Патанджали: Астея - ничего не желай
Аэройога при шейном остеохондрозе
В соответствии с потребительским безумием предрождественского сезона, мы позволили мудрому йогу Патанджали сказать свое слово: о «Астее», яме, которая имеет дело с желанием и свободой.
«Если человек не желает ничего, что принадлежит другим, другие люди захотят поделиться с ним всем, каким бы драгоценным это ни было».
– Патанджали – Йога-сутра 2.37
Заповедь третьего вида от Патанджали касается предмета «желания». Steya означает горячее желание чем-то владеть – независимо от того, последняя ли это модель iPod, новый свитер или крупная покупка. Астея – это отсутствие желания и желание побудить человека свести к минимуму или даже отказаться от желания обладать и таким образом открыть внутреннее, идеальное богатство. Если мы уважаем и внедряем Астею, мы можем жить намного более счастливой и свободной жизнью, потому что нам не нужно постоянно беспокоиться о том, чтобы снова потерять свое имущество или беспокоиться о том, чтобы получить больше.
Не цепляться за материальные блага, а отстраниться от всякого желания жить более или менее «без материального», было целью йогов, когда были созданы эти заповеди, и до сих пор. При такой радикальной последовательности, конечно, трудно реализовать это в наши дни и, даже не нужно. Скорее, речь идет о различении того, что важно для адекватного уровня жизни, и того, что является чрезмерным .
Просто позвольте Астее мотивировать вас различать бессмысленные желания и жизненные потребности – это ежедневная задача, но вполне выполнимая.
Узнай собственное желание.
Осознайте, что вы выросли в обществе, где есть избыток еды, продуктов и товаров (рекламируемых всеми сторонами). Из-за избытка предложения большинство людей разучились различать необходимые и расходные материалы. Тренируйте свою способность различать и взвешивать осознанно, поскольку это уже расширение сознания, которое мягко ведет вас в правильном направлении.
Желание причиняет страдания.
Патанджали учил, что желание приводит к таким чувствам, как страх потери, недоверие и зависть, что можно понять из текущего поведения потребителей.
Конечно, в современном мире работы мы должны идти на компромиссы, поскольку это бизнес-стандарт, позволяющий достичь доступности на ходу, но для этого не всегда требуются новейшие технические модели. Сознательное обращение с вещами всех видов – вот чему нас призвана научить заповедь третьего рода.
Желание ведет.
Если мы концентрируемся в основном на увеличении нашего имущества, мы автоматически поворачиваем “колесо белки”, потому что мы даже не получаем удовольствия от того, чего уже достигли. Мы продолжаем двигаться вперед, мы не можем быть удовлетворены тем, чего достигли, и в то же время боимся потерять это. Таким образом, жизнерадостность в конечном итоге оказывается недостаточной, даже если нам нужно время, чтобы осознать это.
Третья заповедь, таким образом, Астейа хотела бы побудить нас больше заботиться о своем внутреннем развитии, чем о нашей собственности. Цель медитации и осознанного размышления или созерцания – отделить себя от внешнего мира, чтобы вдохновиться внутренними ценностями и духовным знанием. Если мы постоянно живем в состоянии желания, у нас нет места внимательности, размышлениям и духовности. Это как быть голодным: когда у нас урчит в животе, мы почти ни на чем не можем сосредоточиться. То же самое и с желанием: если мы постоянно заняты тем, какие покупки хотим сделать в ближайшем будущем, мы вряд ли сможем заглянуть внутрь себя и сосредоточиться на самом главном.
В нашем современном мире существует так много продуктов, которые постоянно обновляются и модернизируются, так много стимулов всегда покупать новейшее, что едва ли есть какие-либо пределы тому, что вы хотите.
«Желание повторять приятные прошлые переживания снова и снова формирует шаблоны и может привести к страданиям».
– Патанджали – Йога-сутра 2.15
Желание отвлекает от главного.
Астея хотела бы напоминать нам время от времени останавливаться и спрашивать себя, что нам действительно нужно для жизни. Строго говоря, это – как и 2500 лет назад – просто крыша над головой, теплая одежда (в зависимости от климатической зоны) и достаточное количество еды и воды. Минимум, который нам нужен, чтобы выжить, звучит, конечно, очень скромно для наших чувств. Третья заповедь просто побуждает нас знать, например, перед покупкой следующей пары ботинок, что дома нас уже ждут три пары. Это относится ко всем покупкам, потому что, если вы честны с собой: на самом деле, дома все доступно в изобилии, и только желание потреблять побуждает вас снова и снова покупать модный аксессуар.
Желание – это бессознательное поведение. Осведомленность – это свобода, потому что приятно говорить: «Нет, спасибо, мне это не нужно».
Если нам удастся по-настоящему прислушаться к себе, мы, вероятно, уже осознаем, что своим стремлением к собственности, но также и к связанным ценностям, таким как признание и успех, мы только заполняем внутреннюю пустоту и чувства, такие как одиночество, незащищенность, и шаткость . Когда мы больше не позволяем себе отвлекаться на желания, мы обнаруживаем – как учит философия йоги – доверие к высшему существу. Мы находим внутреннее богатство и можем наслаждаться жизнью совершенно по-другому.
К счастью, все больше и больше людей осознают, что чисто материальный образ жизни, который считается само собой разумеющимся в промышленно развитых странах, не делает людей счастливыми. Вы ищете такие ценности, как внимательность и уважение на личном уровне. Во всем этом чрезмерном потреблении они стараются быть умеренными. Это не означает наказывать себя или отказываться от всего, потому что, в конце концов, часть радости жизни – это наслаждаться определенным уровнем жизни и иметь возможность верить в то, что о вас хорошо заботятся. Однако те, кто всегда хочет иметь и добиваться большего, всегда будут голодны и не найдут удовлетворения. Мысленно это в основном в будущем («Однажды я … тогда я наконец смогу …»), а не здесь и сейчас. Соответственно, ему будет трудно обрести внутреннюю ясность и спокойствие и оставаться внимательным в данный момент.
Желание и пересечение границ.
Другой аспект желания – это стремление к недоступным вещам и готовность игнорировать правила и ограничения для них. Астея также особо занимается аспектом «не воровать». Тот, кто совершает кражу, не является ни правдивым в смысле второй заповеди (сатья), ни ненасильственным поведением в смысле первой (ахимса). Комплексная концепция жизни йоги рекомендует не воровать по этим двум причинам.
Возможно, вы сейчас думаете: «Я не ворую» или «Я никогда ничего не крал!» Но, как и в случае с первыми заповедями, Астея также включает в себя немного больше. Например, многие люди думают, что не имеет значения, если они не сообщают кассиру в супермаркете, что она просчиталась – согласно девизу «В таком большом магазине никому не повредит!» Вы также не чувствуете себя виноватым из-за того, что время от времени берете домой ручку или скотч из офиса и таким образом экономите деньги. Или когда они регулярно превышают свой обеденный перерыв на несколько минут, потому что другие делают то же самое.
А как насчет интеллектуальной собственности? Если вы выдаете идею коллеги за свою собственную или копируете ее у других в Интернете и лишь немного переформулируете ее, вы совершаете интеллектуальное воровство.
В понимании Астеи вор – это также тот, кто принимает достоинство другого человека, пренебрегает им и презрительно судит. За этим стоит желание улучшить себя и поставить себя выше других, чтобы продемонстрировать силу или отомстить за (предполагаемую) несправедливость в жизни. В большинстве случаев люди не осознают, насколько ими движет желание или причины, стоящие за ним. Тем более важно развивать осознание посредством внимательности и практики.
Жить в свободе.
На самом деле, все мы хотим более свободной, свободной жизни с более глубоким удовлетворением, но мы критически смотрим на коллегу в шикарной новой блузке, недовольны, когда сравниваем себя с красивыми и богатыми по телевизору, и начинаем по-настоящему ревновать, когда сосед новенькую машину, отполировал до блеска и припарковал перед дверью. Представьте, что вам больше не нужно завидовать новой машине соседа – насколько вы почувствуете себя свободнее! Горячее желание быть похожим на других или, по крайней мере, быть одаренным, как другие, – типичное человеческое качество. Элегантный ягуар (животное, а не машина) никогда не будет завидовать блестящей шерсти своего собрата. Только мы, люди, привязываем себя к собственности и тем самым буквально делаем себя рабами своих желаний. Третья заповедь Астея хотела бы побудить вас в будущем изменить самооценку, свободную от желаний и зависти. Вам нужен Jaguar (на этот раз машина) или что-то подобное, чтобы гордиться собой и быть довольным собой и своей жизнью? Возможно, в будущем вы сделаете выбор в пользу внутренних ценностей и духовной глубины – это то, к чему вас хотят побудить десять заповедей радости в жизни.