Что такое гуны? Три фундаментальные силы природы йоги

Гуны

Что такое гуна?

Гуна — это санскритское слово, которое переводится как «качество, особенность, свойство или склонность». В йоге и аюрведе гуна — это таттва или элемент реальности, который может влиять на наше психологическое, эмоциональное и энергетическое состояние. Три гуны были созданы как неотъемлемый компонент философии санкхьи, но в настоящее время гуны являются основным понятием в большинстве школ индийской философии.

Три гуны описываются как постоянно притекающие и взаимодействующие друг с другом в игривом состоянии, называемом майей или иллюзией. Паттерны взаимодействия гун могут определять основные качества кого-то или чего-то, и эти паттерны могут сильно влиять на путь и развитие жизни.

Для практикующих йогу осознание гун обеспечивает GPS, позволяющий нам делать выбор, чтобы быть более уравновешенными, мирными и гармоничными как на коврике, так и вне его. Развитие способности идентифицировать и понимать природу гун приближает нас к пониманию универсальной истины единства. Сложный жизненный путь может нас как связать, так и освободить.

ПурушаВысшее Я, никогда не бывает объектом опыта; пуруша — это субъект — тот, кто осознает, тот, кто знает. Пракрити — с другой стороны, охватывает все, что предстает перед нами в объективной вселенной, будь то психологическое или материальное. Пракрити — это все, что можно познать.

Непроявленная пракрити — это резервуар безграничного потенциала, состоящий из трех фундаментальных сил, называемых гунами — саттвы, раджаса и тамаса — в равновесии друг с другом. Благодаря взаимодействию этих сил пракрити проявляется как вселенная. Поэтому все, что можно познать в этом мире, осязаемое и неосязаемое, является проявлением гун в их различных формах.

Развитие осознания того, как действуют гуны, может быть ценным инструментом на духовном пути. Постигая «ощущение» каждой гуны и используя это знание в качестве руководства, вы можете продвигаться к узнаванию знающего — пуруши — в себе.

Гуны крупным планом

Слово гуна буквально означает «прядь» или «волокно» и подразумевает, что, подобно нитям веревки, гуны сплетены вместе, образуя объективную вселенную. С философской точки зрения теория гун объясняет, из чего состоит эта вселенная и как она проявила себя как разум и материя. Но что более важно для практикующих йогу, осознание гун говорит нам, действительно ли мы движемся вперед в жизни (саттва), бежим на месте (раджас) или сбиваемся с пути (тамас).

Что йога учит нас о гунах?

С философской точки зрения теория гун объясняет, из чего состоит эта вселенная и как она проявила себя как разум и материя. Для практикующих йогу осознание гун говорит нам, действительно ли мы движемся вперед в жизни (саттва), бежим на месте (раджас) или сбиваемся с пути (тамас).

Каждая гуна имеет свои особенности. Суть саттвы в том, чтобы действовать подобно прозрачному оконному стеклу, позволяющему свету — свету сознательного осознания — проявляться в действиях ума и в природе.

Три гуны: тамас, раджас и саттва

Все три гуны всегда присутствуют во всех существах и объектах, окружающих нас, но различаются по своим относительным количествам. Мы, люди, обладаем уникальной способностью сознательно изменять уровни гун в наших телах и умах. Гуны нельзя отделить или удалить в себе, но можно сознательно воздействовать на них, чтобы стимулировать их увеличение или уменьшение. Гуна может быть увеличена или уменьшена за счет взаимодействия и влияния внешних объектов, образа жизни и мыслей.

Качества трех гун

Саттва — это состояние гармонии, равновесия, радости и разума. Саттва — это гуна, которой йоги достигают, поскольку она уменьшает раджас и тамас и, таким образом, делает возможным освобождение. Другими саттвическими качествами являются восторг, счастье, мир, благополучие, свобода, любовь, сострадание, невозмутимость, сочувствие, дружелюбие, сосредоточенность, самообладание, удовлетворение, доверие, удовлетворение, спокойствие, блаженство, жизнерадостность, благодарность, бесстрашие, самоотверженность.

Саттва — это не само просветление, но она раскрывает то, что истинно и реально (сат). Она проявляет себя как красота, равновесие и вдохновение и способствует жизни, энергии, здоровью и удовлетворенности. Культивирование саттвы — путем принятия в жизни решений, которые возвышают осознание и способствуют бескорыстной радости — является основной целью йоги.

Гуна Раджас – это энергия перемен. Ее отличают страсть, желание, усилие и боль. Его деятельность может вызвать движение либо к саттве (увеличенному духовному пониманию), либо к тамасу (увеличенному невежеству). Таким образом, он может действовать положительно или отрицательно. Но чаще всего его характеризуют как неустойчивое, взволнованное и несчастливое, побуждающее к изменениям ради самих изменений. Если свежесобранные помидоры саттвичны, то острый томатный соус раджастичен и хорош для пиццы в пятницу вечером, но, возможно, не для повседневного меню. Раджас приносит счастье, вызывая связь чувств с их объектами. Таким образом, раджас также привязывает нас к привязанностям, к плодам деятельности и ко всякого рода чувственным удовольствиям.

Гуна Тамас — скрывает присутствие сознания. Она вызывает тупость и невежество своей способностью затемнять. Его природа тяжелая и плотная. Одним из синонимов тамаса на санскрите является стхити, или «устойчивый». В своем более саттвическом одеянии тамас может оказывать стабилизирующее влияние на жизнь — например, постельный режим может привести к исцелению. Но тамас прежде всего обездвиживает: тамасическая пища безжизненна, несвежа или нечиста; тамасические развлечения бессмысленны и опьяняют. Тамас ведет к бездействию, когда требуется действие. Каждый из нас испытал связывающую силу тамаса — привлекательность вялости, прокрастинации и сна.

Три гуны постоянно взаимодействуют друг с другом. Мы можем различить намеки на это взаимодействие в таких английских фразах, как «невинное удовольствие» (наполненный саттвой раджас) или «бешеная зависимость» (наполненный раджасом тамас). Но хотя сами гуны по своей сути постоянны — они возникли из изначальной природы (пракрити), — их взаимодействия преходящи и производят лишь ложное впечатление постоянства. Таким образом, игра гун затемняет реальное (сат), притягивает и привязывает нас к тому, что в конечном счете нереально (асат).

 

Гуны в работе

Мы можем начать исследовать осязаемое присутствие гун на коврике для йоги. Представьте, что вы на уроке выполняете джану ширшасану, позу голова к коленям, без особого внимания. Когда вы нерешительно наклоняетесь к вытянутой ноге, ваша спина округляется, плечи сгибаются, а ступня откидывается в сторону. Ваша голова падает вперед, и ваш разум погружается в сонную задумчивость. Если не считать притупленного ощущения дискомфорта в позе, вы вполне можете вздремнуть. Это тамас — чувство вялости и невнимательности.

Сравните это с другим случаем, когда, решив не отставать от человека рядом с вами, вы обнаруживаете, что прилагаете упорные усилия в своей позе. Вы мучительно пытаетесь удлинить заднюю часть ноги, но, следовательно, округляете плечи, пытаясь коснуться пальцев ног. Тем временем, озабоченные болезненным окончанием романтических отношений, вы фантазируете о встрече с человеком на три циновки ниже. Это раджас — щедрая порция волнения, напряжения, соперничества, боли и соблазна.

Тем не менее, на следующий день ваша поза разворачивается по-другому. Класс меньше, и вы находитесь в спокойном настроении. Следуя сигналам учителя, ваше внимание внутренне переключается с одного элемента позы на другой, и вы обнаруживаете, что работаете над сложным, но безопасным краем. Более длительные и стабильные удержания в позе дают тонкое осознание дыхания. И хотя многое из того, что вы делаете в позе, невидимо для окружающих, ваш разум доволен и расслаблен благодаря вашим внутренним усилиям. Это саттва — ясность, осознанность и спонтанное чувство удовлетворения.

Выявление саттвичных, раджасических и тамасических аспектов позы йоги, а затем развитие раджаса и тамаса в служении саттве — это верный метод продвижения вашей практики.

Выявление саттвичных, раджасических и тамасических аспектов позы йоги, а затем развитие раджаса и тамаса в служении саттве — это верный метод продвижения вашей практики. Но эти три качества — это нечто большее, чем просто улучшение наклонов вперед сидя. Внедрите те же самые принципы самонаблюдения в повседневные дела, и вы обретете силу изменить каждый аспект своей жизни.

Процесс работы с гунами систематически разворачивается в четыре этапа:

 

  1. Взаимодействие гун происходит почти полностью за пределами вашего сознательного восприятия.
  2. Вы начинаете замечать гуны в окружающем вас мире (раджасическое проявление на кассе, саттвичные звуки сонаты Моцарта) и учитесь распознавать ощущение их отличительных качеств.
  3. Вы наблюдаете свои собственные саттвичные, раджасические и тамасические наклонности.
  4. Наконец, вы начинаете лепить свою связь с гунами — взращивая саттву, смягчая раджасические побуждения и привлекая тамас к служению стабильности и отдыха.

Гуны в жизни

Описания гун составляют важную часть одного из самых почитаемых текстов традиции йоги — Бхагавад-гиты. В главах 14, 17 и 18 Кришна изображает гуны в изумительных деталях. Он начинает (в стихе 14.5) с описания силы гун «связывать неизменного воплощенного Единого». Далее он описывает природу каждой гуны. Позже (в стихе 18.40) Кришна резюмирует размах действия гун:

На земле, на небесах и даже среди богов нет ничего, что было бы свободно от этих порожденных пракрити гун.

Но если гуны так распространены, как нам с ними работать? Совет Кришны состоит в том, чтобы обострить наши способности самонаблюдения и проницательности. Его постоянно повторяющееся послание состоит в том, что с практикой и правильной решимостью мы можем научиться наблюдать действия гун и использовать их с чувством баланса и цели.

Чтобы сделать этот процесс более наглядным, Кришна противопоставляет внешний вид и ощущение трех гун в различных контекстах. Например, он отмечает, что:

Пища, которую вы едите, может быть:

  • Вкусите хорошо и укрепляйте здоровье, силу и приятный ум (саттва)
  • Быть пересоленной, сильно приправленной , это вызывать болезни и депрессию (раджас)
  • Быть черствым  нежелательным для других и не подходящим в качестве подношения (тамас)

 

Подарки, которые вы предлагаете другим, могут быть:

  • Дано в нужное время, ничего не ожидая взамен (саттва)
  • Дается неохотно или с целью получить ответную услугу (раджас)
  • Дано в неподходящее время или в неподходящем месте, с неуважением или презрением (тамас)

 

Стойкость, с которой вы подходите к своему жизненному пути, может :

  • Позволяет вам привести свой разум, дыхание и чувства в гармонию (саттва)
  • Зависите от того, что вы приобретете ли вы то, что хотите (раджас)
  • Вас беспокоят  страхи, печаль и чрезмерный сон (тамас)

Ваше счастье может:

  • Возникают из внутреннего различения и увеличиваются со временем (саттва)
  • Будьте чрезмерно чувственны; сладкий в начале, ядовитый в конце (раджас)
  • Возникают из  сна, летаргии и небрежности (тамас)

 

гуны указатели

Работа с гунами

Психологические качества ума крайне нестабильны и могут быстро колебаться между различными гунами. Преобладающая гуна ума действует как линза, влияющая на наше восприятие и перспективу окружающего мира. Таким образом, если ум находится в раджасе, он будет воспринимать мировые события как хаотичные, запутанные и требовательные, и тогда он будет иметь сильную тенденцию продолжать реагировать на события раджасическим образом. Поэтому, чтобы йоги продвигались по пути, мы должны практиковать самонаблюдение и проницательность, чтобы наблюдать и не реагировать на деятельность гун. Мы также должны иметь внутреннюю силу и силу воли, чтобы сознательно переключить наши мысли и действия с тамаса и раджаса на саттвический баланс и цель.

Чтобы уменьшить тамас, избегайте тамасической пищи, пересыпания, переедания, бездействия, пассивности и пугающих ситуаций. Тамасичные продукты включают тяжелое мясо и продукты, которые испорчены, химически обработаны, переработаны или очищены. Для получения дополнительной информации прочитайте «Практическое руководство йога по балансировке тамас-гуны».

Чтобы уменьшить раджас, избегайте раджасической пищи, чрезмерных физических упражнений, переутомления, громкой музыки, чрезмерного мышления и чрезмерного потребления материальных благ. К раджасическим продуктам относятся жареная пища, острая пища и стимуляторы. Для получения дополнительной информации прочитайте «Уменьшение раджас-гуны: практическое руководство йога».

Чтобы увеличить саттву, уменьшите как раджас, так и тамас, ешьте саттвичные продукты и наслаждайтесь деятельностью и окружающей средой, которые вызывают радость и позитивные мысли. Саттвическая пища включает в себя цельнозерновые и бобовые, а также свежие фрукты и овощи, растущие над землей. Все йогические практики были разработаны для создания саттвы в уме и теле. Таким образом, практика йоги и ведение йогического образа жизни сильно культивируют саттву.

Все гуны создают привязанность и, таким образом, привязывают человека к эго. «Когда человек поднимается над тремя гунами, берущими свое начало в теле; человек освобождается от рождения, старости, болезней и смерти; и достигает просветления» .

Хотя целью йога является улучшение саттвы, его или ее конечная цель состоит в том, чтобы преодолеть ошибочное отождествление себя с гунами и быть не привязанным как к хорошему, так и к плохому, положительным и отрицательным качествам всей жизни.

Аэройога в гамаках для улучшение саттвы и облегчения жизненного стремления — расписание занятий. Йога студия Владимирская

аэройога Йога в гамаках увеличение сатвы