Девять шагов к самосознанию: шаги 3 и 4, работа с разумом

разум, понимание самого себя

 

В последнем посте о Девяти шагах к самоосознанию: понимание самого себя, мы рассмотрели Шаг 2: Осознание своего дыхания и энергетических состояний. В этом посте мы углубимся в работу с мозгом и разумом.

Тайттирия Упанишада, философский и духовный источник современного взгляда на самосознание, говорит об разуме следующее:

«Жизненная оболочка создана из живого дыхания. В ней содержится ментальная оболочка, которая имеет ту же форму…»

— Упанишады, перевод Экната Ишварана

В оригинальном переводе Экната Ишварана слова «та же форма» сопровождаются санскритскими терминами, которые трудно точно перевести. Однако лучшие интерпретации были найдены в виде: желания учиться, готовности и усердия в работе, смелости, упорства и честности в принятии и работе с результатами того, что мы обнаруживаем.

Когда мы говорим о разуме, мы часто имеем в виду мозг, но между ними существуют значительные различия.

Мозг

Гиппократ был первым, кто утверждал, что мозг является вместилищем сознания. Мозг — это видимая и осязаемая часть нашего физического тела, весом около 3,3 фунтов (1,5 килограмма) и составляющий около двух процентов от веса всего тела. Он содержит миллиарды нервных волокон, которые соединены триллионами синапсов. Мозг — это физический орган, который можно увидеть, потрогать и препарировать во время вскрытия.

Разум

Разум — это сознание, неосязаемая часть нас самих, состоящая из мыслей, эмоций, эго, личности, установок, убеждений, воображения, восприятия и суждения. Это то, как мы думаем, о чем думаем, как выражаем свои эмоции, на что обращаем внимание и как относимся к себе, другим и к жизни в целом. Разум не является физическим, его нельзя увидеть, потрогать или расчленить во время вскрытия.

Задачи разума — думать, планировать, анализировать, судить, критиковать и предупреждать. Наши мысли и эмоции — это инструменты, которые помогают нам воспринимать и понимать то, что происходит внутри и вокруг нас. Это включает в себя понимание того, что и почему происходит в наших мыслях, чувствах и поведении.

Подавление, вытеснение или попытки избавиться от трудных мыслей, эмоций или переживаний не приносят пользы. Настоящая цель — распознать, осознать, признать и принять то, что мы находим, с состраданием и без осуждения. Это позволит нам осознанно изменять, переосмысливать или принимать то, что мы обнаруживаем. Мы можем достичь этого, уделив внимание Шагам 3 и 4 из Девяти шагов к самосознанию:

Шаг 3: Определите свои мысли, чувства и поведение

Научитесь наблюдать и маркировать их:

  • О чем я думаю?
  • Мои мысли сосредоточены на прошлом? Будущем? Моей текущей ситуации?
  • Пытаюсь ли я решить проблему?
  • Что я чувствую? Могу ли я маркировать чувство? Оно приятное или расстраивающее?
  • Испытываю ли я одновременно несколько эмоций?
  • Есть ли закономерность в моих мыслях и чувствах?
  • Как я выражаю свои мысли и чувства через свое поведение?

 

Шаг 4: Исследуйте свои убеждения

  • Во что я верю относительно своей текущей ситуации?
  • Связано ли это с тем, во что я верю относительно себя?
  • Это то, во что я верю относительно других?
  • Это то, во что я верю относительно своего жизненного опыта?
  • Есть ли закономерность в моих убеждениях?
  • Приводит ли эта закономерность к полезным или бесполезным мыслям, чувствам и поведению?

 

Вот пример того, как это может работать в повседневной ситуации, например, когда вы застряли в пробке по дороге на занятие по йоге:

Шаг 3: Определите свои мысли, чувства и поведение

Наблюдайте и дайте им название — ЧТО:

  • Мысли: Почему на дорогах такая пробка? Я опоздаю на занятие.
  • Чувства: Я расстроен и раздражен.
  • Поведение: Мои губы сжаты, а руки барабанят по рулю.

 

Шаг 4: Исследуйте свои убеждения

Сознательно выберите ответ, как только узнаете ПОЧЕМУ:

  • Мысли: На дорогах такая пробка. Я опоздаю на занятие. Выбора нет. Мне придется подождать. Что есть, то есть.
  • Чувства: Я чувствую себя расстроенным и раздраженным. Мне не нравится ждать. Это вызывает страх потери контроля.
  • Поведение: Я сделаю несколько глубоких вдохов, включу расслабляющую музыку и подожду. Если пробки не рассосутся через 10 минут, я позвоню в студию и сообщу, что опоздаю. Так оно и есть.

 

Поиск паузы: практика работы с мозгом

Чтобы эффективно работать с мозгом и сознанием, необходимо уметь наблюдать за происходящим внутри и вокруг вас в данный момент. Одним из лучших советов для этого является фраза «Пауза!»

Как йоги, мы можем использовать дыхание как инструмент для поиска паузы. Каждый вдох состоит из четырех частей. Две из них очевидны: мы вдыхаем и выдыхаем. Однако две другие части всегда присутствуют, но если мы не обращаем на них внимания, то можем их не заметить. Это паузы после вдоха перед выдохом и после выдоха перед вдохом. Осознание и сосредоточение на этих паузах может помочь вам достичь «паузы»! Практикуя эту технику в спокойных условиях, вы сможете использовать ее в любой ситуации, когда это необходимо.

Инструкции:

  1. Примите удобное положение, сидя или лежа.
  2. Сосредоточьте все свое внимание на своем дыхании, не пытаясь его изменить.
  3. Обратите внимание на вдох и выдох. Наблюдайте за этими двумя частями своего дыхания несколько раз, пока не привыкнете к легкому потоку вдоха и выдоха.
  4. Затем начните замечать, что в конце каждого вдоха и в конце каждого выдоха есть кратковременная пауза.
  5. Позвольте вашему осознанию четырех частей дыхания продолжаться, не пытаясь изменить вдох, выдох или продолжительность пауз между ними. Вы можете обнаружить, что паузы удлиняются постепенно и естественно. Ваша задача — замечать их с осознанностью.

 

Во время практики вы можете заметить, что когда дыхание останавливается, то же самое происходит с сознанием и вашими мыслями. Добро пожаловать в «паузу»!

Продолжайте наблюдать и замечать в течение 2-5 минут или дольше, если вам комфортно. Установите таймер, если он вам необходим.

Для работы с разумом знание того, как вы дышите в данный момент, является ключом к поиску важнейшей паузы и осознанности, необходимой для использования шагов 3 и 4 Девяти шагов к самоосознанию.

В следующем посте мы вернемся к нашему примеру с пробкой и обсудим Шаг 5: Разверните разум обратно к себе и Шаг 6: Предпринимайте умелые действия.

Аэройога студия Владимирская

аэройога для понимания самого себя